Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Занятия по Экологии
Автор: Ирина Николаевна Ковригина   
24.04.2014 16:45

РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства - системы непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Но так как очень много взрослых не уважают природу и не обладают экологической культурой, то их дети тоже становятся такими же. В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников.
Сегодня весьма важным вопросом является вопрос формирования целостного сознания человека, который способен брать на себя ответственность за свои действия и состояние окружающей среды. Но важно не просто дать сведения о природе, но и показать единство Природы и Человека.
Экологическая тропа - это специально оборудованная территория, где создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Это своего рода <зелёный кабинет>, лаборатория в природе, где можно проводить комплексные наблюдения и исследования.
В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Можно выделить два основных типа экологических тропинок: на территории дошкольного учреждения и в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т.п.). Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы - включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников.
Задачей тропы является расширение у детей элементарных сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы. В конечном итоге главная задача учебных троп, - способствовать воспитанию экологической культуры поведения человеком, как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения ребенка к природе.
Особенно широко тропы природы позволяют развернуть экологическое образование и воспитание среди дошкольников. Хорошо известно, что далеко не всегда родителям удается привить детям любовь к природе, желание ее беречь и, что ещё сложнее, возбудить у каждого будущего гражданина" чувство" ответственности за ее судьбу.
Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе не непринужденного усвоения информации, ценностных ориентации и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы.
Сам процесс оборудования тропы позволяет воспитателям создавать разные ситуации, играющие важную роль в деле образования и воспитания дошкольников. Оборудованная тропа помогает организовать учебно-воспитательную деятельность воспитателей и воспитанников.
Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей:
детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов; могут быть составлены картосхемы разного назначения, к примеру, в помощь воспитателям и для детей разного возраста).
Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов. Например, нарисовать в кружках бабочку, яркий цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией-дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому (такая тропа разработана в ДОУ ? 1622 г. Москвы);
выбор вместе с детьми <хозяина> тропинки - сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания и приглашать их в гости;
фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта);
изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек;
составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.
Создавая экологическую тропинку на территории детского сада, следует помнить о том, что это не клумба, которая должна быть полностью ухожена, очищена и украшена цветами.
В результате проведенных занятий на маршрутных точках экологической тропы дети научились понимать самоценность природы, осознавать себя как часть природы, уважительно относиться к богатствам природы, научились видеть красоту и неповторимость окружающего мира, пришли к пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы <цепная реакция>.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год