Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект НОД по экологии и опытно-экспериментальной деятельности «Наш невидимый и прозрачный друг» для детей 6-го года жизни
Занятия по Экологии
Автор: Петрухина Лариса Ивановна   
22.11.2016 09:40

Конспект НОД по экологии и опытно-экспериментальной деятельности «Наш невидимый и прозрачный друг» для детей 6-го года жизниКонспект НОД по экологии и опытно-экспериментальной деятельности «Наш невидимый и прозрачный друг» для детей 6-го года жизни

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ «ДЕТСКИЙ САД № 107 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

Цель экспериментального обучения:

  • учить детей пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач
  • приобретение коммуникативных умений
  • развитие исследовательских умений (выявление проблемы, наблюдение, проведение опытов, анализ, общение)
  • развитие логического мышления.

Задачи:

  • дать знания о свойствах воздуха: невидимый, прозрачный, бесцветный, не имеет формы, имеет вес, есть во многих веществах
  • активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме
  • развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать, воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире
  • роль воздуха в жизни человека и других живых организмов (растений)
  • воспитывать экологическую культуру
  • воспитывать аккуратность при работе
  • воспитывать бережное отношение к тому, что есть на нашей планете
  • объяснить детям влияние окружающей среды на качество воздуха
  • социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Материалы и оборудование: целлофановые пакеты и зубочистка на каждого ребёнка, одноразовые стаканы, трубочка для коктейля, банка с водой, стакан с салфеткой или бумагой на дне, воздушные шары (2шт), прикрепленные к палочке двух концов и чётко обозначенной серединой, 4 одноразовых стакана с водой, земля, глина, губка, пластилин, знаки-таблицы, обозначающие свойства воздуха, вата, намоченная соком лимона, апельсин, лук, чеснок на каждого ребенка, одноразовая тарелка для стаканов, вертушка для определения движения воздуха (колебания), одноразовые шапочки, накидки и нарукавники на детей и педагога (девочки белые, мальчики синие).

Ход образовательной деятельности

Педагог: Мы сегодня с вами будем волшебниками, попробуем творить чудеса. Отгадайте загадку, если отгадаете, узнаете, о чём мы будем с вами сегодня говорить.

Через нос проходит в грудь,
И обратно держит путь.
Он невидимый и всё же, без него
Мы жить не можем. (Воздух)

Педагог: Конечно, это воздух, которым мы дышим. Он нам просто необходим.

(Раздаются крики, стук ног, в группу забегает Симка-фиксик).

Симка: (зажав рот и нос задыхается).

Педагог: Ой, Симка, тебе не хватает воздуха, разжимай рот и нос, а то задохнёшься.

(Симка, разжимает рот и нос, улыбается).

Симка: Ой, ребята, здравствуйте! Что-то со мной произошло, я чуть не задохнулась. Вы не знаете почему? (Ответы детей).

Педагог: Симка, тебе не хватало воздуха, ты не смогла дышать ни ртом, ни носом. Воздух нам просто необходим. А кому ещё нужен воздух, как вы думаете? Расскажите нашей Гостье. (Ответы детей: птицам, зверям, людям, насекомым). Воздух – везде: на улице, в земле, в воде, в комнате и даже внутри нас.

Симка: Я что-то слышала о воздухе, но сейчас хочу, чтобы вы мне рассказали, что это такое, я с ним никогда не встречалась. Может его и вовсе нет.

Педагог: Погоди, Симка, ребята тебе расскажут о воздухе стихотворения. И он никуда не спрятался, слушай.

1-й ребёнок. Воздух – это то, чем дышим
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полёт
Улетает самолёт.

2-й ребёнок. Птица в воздухе летает,
Разным воздух наш бывает.
Воздух может быть прозрачным,
Может пахнуть дымом дачным,

Кофе, завтраком, бензином,
Он из фена вылетает,
Тёплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз,
Щиплет больно он за нос.

3-й ребёнок. Шторой в комнате играл,
Бурю в море он поднял,
Воздух разный, он такой!
Где найдём его с тобой?

Педагог: Ребята, подскажите Симке, где можно найти воздух? (в лесу, в комнате, в воде, в земле, в стакане, в воздушном шаре). Без пищи человек может прожить несколько дней, а без воздуха всего несколько минут. Симка чуть не задохнулась без воздуха. Давайте вместе попробуем сделать глубокий вдох и не дышать. (Дети пробуют задержать дыхание).

Не прошло и минуты, воздуха не хватает. Надо делать новый вдох.

Нам без воздуха нельзя. Теперь давайте вместе с Симкой мы с вами посмотрим о воздухе.

(Педагог приглашает детей посмотреть фильм о воздухе на компьютере или телеэкране. Просмотр записи 3 минуты).

Симка: а теперь я узнала о воздухе, о его необходимости и смогу ребятам с телеэкрана о нём рассказать.

Педагог: Теперь, ребята, я вас вместе с Симкой приглашаю в нашу научную лабораторию «Эврика», мы с вами будем исследователями воздуха, узнаем побольше о его свойствах. В нашей лаборатории работают и мальчики и девочки. Девочки одевают белые шапочки и белые накидки с нарукавниками, а мальчики – синие накидки и синие шапочки.

(Дети подходят к столам с набором опытнического оборудования, переодеваются и педагог и Симка).

Педагог: Вот мы с вами и приготовились к опытам, но сначала разомнём наши пальчики и поиграем в игру «Шарик»

Пальчиковая гимнастика.

Надуваем быстро шарик,
Он становится большим.
Вдруг наш шарик лопнул
Воздух вышел – ш-ш-ш-ш!

Методические указания: пальцы обеих рук собраны в щепотку и соприкасаются с кончиками пальцев.

Дуем на них – пальцы принимают форму шара. Воздух выходит — пальцы в исходное положение. (Гимнастика повторяется 3-4 раза).

- Когда воздух выпускаем из шара, какой звук слышим? (ш-ш-ш-ш).

- Давайте поиграем ещё со звуком «ш».

Шарик надуваем (ладони соеденены перед собой).

Пальцы разжимаем (медленно разводим пальцы в стороны).

Воздух выпускаем (медленно соеденяем обратно).

Пальчики сжимаем ( «ш-ш-ш-ш»).

Опыт № 1. Где спрятался воздух?

- Скажите, вы воздух видите вокруг нас? (нет, не видим)

Значит воздух какой? (невидимый)

- Давайте воздух поймаем. Возьмите со стола пакеты целлофановые и попробуйте его поймать. Закрутите пакеты.

- Что с пакетами произошло? (надулись, приобрели форму). Попробуйте его сдавить. Почему не получается? (внутри находится воздух).

- Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг).

Вывод: воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета, в который он попадает.

Давайте найдём знак обозначающий, что воздух не имеет формы. (дети находят и показывают).

- Теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? (видим)

- Значит воздух, какой? (прозрачный, невидимый).

- Давайте проверим, действительно ли внутри пакета находится воздух?

Возьмите острую палочку и проколите пакет. С палочкой обращаться осторожно, нельзя колоть руки, тело, тем более в глаза, только пакет. Поднесите мешочек к лицу и нажмите на него руками. Что вы почувствовали? (шипение).

Почему? (выходит воздух). Мы его не видим, но чувствуем. Давайте найдем знак, обозначающий, что воздух невидим (дети находят).

Какой можно сделать вывод? (воздух невидим, прозрачный, бесцветный, не имеет формы).

Опыт № 2 «Как можно увидеть воздух?»

- Возьмите трубочку от коктейля, подуйте на ладошку. Что почувствовала ладошка? (движение воздуха — ветерок).

Воздухом мы дышим через нос или через рот, а потом его выдыхаем. Как вы думаете, можно ли увидеть воздух, которым мы дышим?

- Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в неё. Что появилось в воде? (пузырьки). Это воздух, который мы выдохнули. Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх, или опускаются на дно? (пузырьки поднимаются вверх). Воздух лёгкий, легче воды.

Вывод: воздух легче воды.

Опыт № 3 «Воздух — невидимка»

На дно стакана необходимо закрепить бумажную салфетку. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опускать его в ёмкость с водой. Обратить внимание, что стакан необходимо держать очень ровно. Вынули стакан из воды и потрогали салфетку, она оказалась сухой.

Что получается? Почему вода не попадает в стакан? (это доказывает то, что в стакане находился воздух, который не пустил воду в стакан, а раз воды нет, значит она намочить салфетку не смогла).

Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь стакан держать не прямо, а немного наклонить его. Что появляется в воде? (пузырьки воздуха). Откуда они взялись? (воздух выходит из стакана, и его место занимает вода).

Вывод: воздух прозрачный, невидимый.

Педагог: Теперь, ребята, приглашаю Вас и Симку на весёлую разминку (под музыку плавную и спокойную)

Физминутка.

Руки к солнцу поднимаю
И вдыхаю и вдыхаю.
Ну, а руки опускаю,
Воздух тихо выдыхаю.

Это очень хорошо,

Что сегодня, что сегодня к нам пришли.

Поднимаем руки через стороны вверх, делая глубокий вдох через нос. Через стороны опускаем руки и тихо произносим на выдохе – «ф-ф-ф».

Сделайте глубокий вдох, выдох.

Вдохните здоровье, выдохните болезни.

Вдохните добро, выдохните неприятности.

Вдохните уверенность, выдохните скованность и беспокойство!

Нам легко и приятно (выполняют 2 раза).

Опыт № 4 «Имеет ли воздух вес?»

Давайте с вами узнаем, весит ли воздух? Возьмём палку (это будут весы), по концам палки привяжем два воздушных шара. Шарики весят одинаково, у нас равновесие. Проткните зубочисткой один из надутых шаров, из шарика выйдет воздух, а конец, к которому он привязан поднимется вверх. Почему? (шарик без воздуха стал легче).

- Что произойдет, когда мы проткнём второй шарик? (проткнули острой палочкой). Опять восстановилось равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.

Вывод: воздух имеет вес.

Опыт № 5 «Где бывает воздух?»

Воздух нас окружает везде. А есть ли он в земле? В глине? В пластилине? Давайте проверим.

- Возьмём стаканчики водой. В один бросим кусочек пластилина, в другой глину, в третий – землю, в четвёртый кусочек поролоновой губки. Давайте посмотрим на пузырьки, которые появились в воде. Откуда взялись пузырьки воздуха в стаканчике с землёй? В каких ещё стаканчика появились пузырьки?

- В земле есть воздух. Зачем нужно рыхлить землю? (землю рыхлят чтобы в неё попал воздух). Воздух нужен не только людям, но и растениям, чтобы они хорошо росли. Если в земле нет воздуха, то растение плохо растёт и может погибнуть.

Есть воздух в губке.

- Воздух может и пахнуть. Разомнём апельсиновую корку, воздух пахнет апельсином, если что-то горит – запахом гари, воздух может пахнуть и духами, лимоном, чесноком, луком.

- И так, о чём мы с вами сегодня говорили? (о воздухе). Мы с вами рассказали симке о свойствах воздуха, теперь и она будет знать много интересного о свойствах воздуха.

Воздух, он объект особый
Его руками не потрогать.
Чтоб его увидеть глазом,
В трубочки подули разом.

Потом на радость детворы
Надували мы шары.
Всю эту так сказать работу
Назвали умным словом «опыт».

Симка: Для дыхания необходим чистый воздух. В городах воздух загрязнён из-за большого количества машин, фабрик, заводов, которые выбрасывают в воздух ядовитые отходы – маленькие вредные частицы. Мы их не видим глазами, ощущаем носом, но они очень вредные для нашего здоровья. Что можно сделать, чтобы в городе воздух стал чище? (дети говорят, что можно закрывать фабрики и заводы).

Симка: Фабрики и заводы закрывать нельзя, надо устанавливать очистительные фильтры, которые будут задерживать загрязняющие вещества и охранять жителей города от вредных веществ в воздухе.

Давайте найдем знак о том, что воздух загрязнять нельзя. (дети находят). И от пожаров в лесу тоже воздух пахнет горько, могут задохнуться и животные и люди.

Педагог: Много мы сегодня узнали о воздухе, о его свойствах, значении для всего живого и в подарок дарит вам симка мыльные пузыри, чтобы вы их надували и радовались. Но друг другу в глаза пускать нельзя, осторожно обращаться с подарком, тогда он принесёт радость, а не вред.

(Раздача подарков детям, Симка снимает накидку, прощается и уходит).

Педагог: Вам понравилось быть исследователями? Но есть ещё опыты с водой, песком, магнитом, электричеством. Об этом мы узнаем дальше. Молодцы, ребята.

Что вам больше всего понравилось в нашей лаборатории? (ответы детей)

Теперь необходимо раздеться, чтобы покинуть нашу лабораторию. (дети переодеваются).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год