Экологический проект «Зимующие птицы – наши друзья!» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Гулевская Ольга Сергеевна | |||
27.08.2018 22:34 | |||
Экологический проект «Зимующие птицы – наши друзья!» Автор: Гулевская Ольга Сергеевна Воспитатель разновозрастной группы «Росинка», первая квалификационная категория 2016г Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Яйский детский сад «Чайка» 652100, Россия, Кемеровская область, Яйский район, пгт. Яя, ул. Пионерская, 5 Пояснительная записка В современных условиях экологическое воспитание дошкольников приобретает особую актуальность и остроту. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры, поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Птицы – самые замечательные проявления жизни на нашей планете. На Земле нет такого уголка, где бы мы не встречали птиц. Всего на земном шаре насчитывается около 9 000 видов пернатых, в России обитает около 800 видов. Птицы завораживают людей и служат источником вдохновения для художников, поэтов, музыкантов и мечтателей, страстно желавших оторваться от земли и подняться в синее небо. Птицы поражают разнообразием своих форм и красок. Своей красотой и пением птицы доставляют человеку эстетическое наслаждение, ведь именно птицы окружают нас круглый год. Сотни видов птиц во всем мире, места их обитания нуждаются в охране. Каково приходится нашим пернатым соседям в зимнее время? В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Ведь найти корм под снегом нелегко. Никто не задумывается, сколько птиц погибает в зимнее время из-за отсутствия корма. Да и кому придет в голову считать их? Обычно многие не замечают их, просто не обращают внимания на наших маленьких соседей. А ведь они тоже жители поселка – часть окружающего нас мира. И все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы. К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Самый доступный и распространенный вид заботы – развешивание кормушек и подкормка птиц. Чтобы выяснить, действительно ли эта проблема является актуальной сегодня, мы решили среди своих воспитанников провести опрос-беседу. Предложив детям, демонстрационный материал с изображением зимующих птиц (снегирь, синица, воробей, дятел, голубь и сорока) выяснила, что не все ребята имеют полное представление о среде обитания птиц, условия их жизни и особенности существования, у большинства детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой. Из полученных результатов мы сделали вывод, что проблема по охране птиц очень актуальна и важна для нас. Поэтому мы решили реализовать экологический проект «Зимующие птицы – наши друзья!» с целью расширить знания детей о зимующих птицах нашего края. В совместной работе с родителями, повысить экологическое сознание детей, стимулировать желание помогать птицам и помочь детям оценить поведение человека в природе. Мы считаем, что включение данной работы в повседневную жизнь позволит привить детям любовь и уважение к природе родного края. Цель проекта: привитие любви и бережного отношения к родной природе, через оказание помощи пернатым зимой. Формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним. Привлечение детей и их родителей к природоохранной акции «Покормите птиц зимой» Задачи проекта: Образовательные: формировать у детей экологические представления о природе и её защите, правилах поведения в природе, о зимующих птицах, расширить кругозор детей и словарный запас. Учить понимать причинно-следственные связи внутри природного комплекса: знакомить с особенностями образа жизни птиц, показать взаимосвязь растений и птиц со средой обитания: растения служат кормом для птиц, птицы распространяют семена. Развивающие: развивать интерес к зимующим птицам, познавательную активность, творческие способности, навыки исследовательского поведения. Воспитательные: привлечь внимание детей к проблеме зимующих птиц, их выживанию. Воспитывать эмоционально-доброжелательное отношение к живой природе, к птицам, потребность в заботе о зимующих птицах. Вид: групповой. Тип проекта: познавательно-творческий. Продолжительность проекта: средней продолжительности (4 месяца). Участники проекта: воспитатели, дети разновозрастной группы «Росинка» (3-7 лет), их родители (законные представители). Место проведения: экологическая зона детского сада, музыкальный зал, групповая ячейка, семья. Этапы реализации проекта I этап – подготовительный: Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями. Создание необходимых условий для реализации проекта (сбор информации о зимующих птицах нашего края; изучение методической литературы). Разработка проекта. Накопление методических материалов по теме. II этап – основной (практический): Содержание работы в процессе реализации основного этапа:
III – заключительный этап: Подведение итогов проектной деятельности, анализ достигнутых результатов; Оформление результата проекта в виде презентации. Ожидаемые результаты: Для детей:
Для родителей:
Для педагогов:
Продукт проектной деятельности: рисунки, поделки детей; кормушки, изготовленные детьми с родителями; фотографии детей, кормящих птиц; маски птиц, настольные и дидактические игры, тематический альбом «Зимующие птицы», картотеки наблюдений за зимующими птицами, дидактических игр и упражнений, стихов, рассказов, загадок, пословиц. Заключение «Экологическое воспитание – это формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве». С.Н. Николаева. Для того чтобы научить детей дошкольного возраста правильно относиться к миру природы, необходимо, чтобы ребенок имел определенные знания о живой и неживой природе, а педагог владеет определенными знаниями в области экологии. Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить в процессе интеграции разнообразных видов детской деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, трудовой деятельности, экскурсий, чтения художественной литературы, просмотра видеофильмов и телепередач), а также самостоятельной деятельности детей. Проект способствовал формированию элементарных экологических представлений:
Данный проект будет продолжен в акции «Каждому скворцу – по дворцу!» (изготовление и развешивание скворечников на территории детского сада к Международному Дню птиц – 1 апреля 2017 года). Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью природы. Список литературы
|