Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста с использованием проектной деятельности «Дошколята друзья и защитники природы»
Занятия по Экологии
Автор: Семенихина Наталья Васильевна   
12.05.2017 16:44

Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста с использованием проектной деятельности «Дошколята друзья и защитники природы»Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста с использованием проектной деятельности «Дошколята друзья и защитники природы»

Выполнила Семенихина Наталья Васильевна Киселевск 2017

Берегите природу!

Чтоб радость завтрашнего дня сумел ты ощутить.
Должна быть чистою Земля и небо чистым быть.
А Землю эту, не щадя, терзал за веком век
И брал всё только для себя «Разумный» человек.

Сейчас же кинулись спасать «Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы почуяли беду?
Сквозь фабрик и заводов дым нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле приходится терпеть!

Надолго ль хватит нам воды, коль растворён в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов, где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга и чистую гладь рек – всю Землю –
Можешь только ты,

Разумный человек!

 

Скачать конспект

Лена Зеленина.

Актуальность проекта. Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек — это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания — важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.

Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно — экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами нашего ДОУ встала задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Цель проекта: воспитание положительного отношения детей к природе, которое должно иметь активный, деятельный характер; формирование основ экологической культуры дошкольников.

Гипотеза: экологическое воспитание дошкольников будет осуществляться эффективно, если:

  • будет вестись систематическая работа на занятиях
  • работа по экологическому воспитанию будет вестись и в повседневной жизни.

Задачи проекта:

  1. Развить у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о природе и её ценности.
  2. Учить детей правилам поведения в природе и осмысленному следованию этим правилам.
  3. Сформировать умения разнообразной деятельности в природе, а именно практической, эстетической, творческой.
  4. Сформировать особые умения и навыки бережного отношения к окружающей среде.
  5. Вовлечь родителей в совместную работу по охране природы.
  6. Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ — семья.

Паспорт проекта

Тип проекта: социально-образовательный.

Продолжительность: долгосрочный.

Участники проекта: воспитанники группы, воспитатели, родители.

Срок реализации: 12 месяцев.

Формы работы в ДОУ и семье

В ДОУ

1. Беседы педагога с детьми:

  • познакомить детей с экологическими проблемами; воспитывать любовь к окружающему миру
  • пробудить чувство сострадания к братьям нашим меньшим.

2. Непосредственно-образовательная деятельность.

3. Чтение художественной литературы.

4. Проведение акции «Сбережем природу».

5. Просмотр театрального представления «Мы друзья природы». (на празднике осени)

Познавательное развитие:

  • рассказы из личного опыта
  • беседы об охране природы.

7. Проведение тематических занятий по охране природы.

8. Информационное поле для детей:

  • выпуск плакатов и стенгазет

В семье:

1. Беседы отца и матери:

«Лес — важнейший компонент биосферы»;

«Ценность леса»;

«Лес — кладовая природы»;

«Братья наши меньшие».

2. Экскурсия в лес.

3. Чтение художественной литературы.

4. Экологические игры.

5. Просмотри телепередач в выходные дни.

6. Организовать показ костюмов. (Для их шитья использовался бросовый материал)

Оборудование: фотоаппарат, компьютер, интернет, видеокамера.

Материально-техническое обеспечение:

  • предметно — пространственная среда отвечает современным требованиям
  • уголки природы в группах
  • огород на территории ДОУ
  • огород на окне
  • наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, видеофильмы, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.)
  • библиотека книг с экологическим содержанием
  • костюмы животных, растений.

Ожидаемые результаты

У детей:

  • сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе; поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым
  • разовьется интерес к явлениям и объектам природы
  • научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.

У педагогов:

  • приобретение нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства
  • повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников
  • пополнится развивающая среда в группе
  • повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

У родителей:

  • обогащение уровня экологических знаний родителей
  • повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей

Продукт проекта:

  • презентация проекта: «Дошколята друзья и защитники природы»
  • книга «Волшебные сказки по экологии»

Этапы реализации проекта

  1. этап — подготовительный: определение цели и задач, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, подбор пособий, материала и атрибутов по теме проекта, проведение диагностики.
  2. этап — основной: поиск ответов на поставленные вопросы.

(составление перспективного плана работы с детьми и родителями, разработка конспектов НОД, экспериментальная деятельность, проведение экологических праздников).

3 этап заключительный: обобщение и анализ результатов работы, формулировка выводов, составление рекомендаций.

Перспективный план работы

Сентябрь — ноябрь

1-й блок.

Цель: формировать у детей смекалку, сообразительность.

Чтение художественной литературы, стихотворений, загадок. Заучивание стихотворений: «Осень» К.Д. Бальмонта, «Скучная картина» А.Н. Плещеева, «Листопад» И.А. Бунина, «Листопадничек» И.Соколова – Микитова, «Лес осенью» А.Твардовского.

Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?», «Сложи картинку», «Такой листок, лети ко мне».

2-й блок. Экскурсии в лес: «Золотая осень».

Цель: познакомить детей с изменениями в природе осенью. Научить их составлять гербарии из опавших листьев различных деревьев. Начать знакомить с жизнью насекомых, птиц.

«Поздняя осень».

Цель: уточнить и обобщить представления детей об изменениях в природе поздней осенью. Продолжать развивать наблюдательность. Дать представления о семенах различных растений.

3-й блок. Беседа с детьми на тему «Как природа рисует красками», рассматривание иллюстраций художников: И.Шишкина, И.Левитана, И.грабаря, К.Юона, К.Коровина, П.Трубецкого.

Цель: развивать эстетическое восприятие детей, формировать навыки эстетических контактов с произведениями искусства. Обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники, передавая красоту родной природы. Какие цвета были использованы художником.

4-й блок. Прослушивание аудиозаписи А.Вивальди «Осень» из цикла «Времена года». П.И. Чайковский: «Осенняя песня», «Октябрь».

5-й блок. Рассматривание гербария.

Цель: закрепить в памяти названия деревьев.

Дидактические игры: «С какого дерева листок», «Не ошибись», «К дереву беги».

6-й блок. Занятия

1. Развитие речи:

- «Учимся рассказывать по картине. И.Левитан «Золотая осень».

Цель. Учить детей рассматривать картину в определённой последовательности; помогать им придумывать начало и конец рассказа; обогащать словарь детей; вызвать эмоциональное отношение к картине, помочь увидеть красоту осенней природы, изображённой художником.

- «Литературный калейдоскоп».

Цель: помочь детям вспомнить стихотворения об осени; учить читать выразительно знакомые стихотворения.

2. Художественное творчество.

- «Изготовление пластин, украшенных оттисками листьев растений».

Цель: вызвать эмоциональный отклик на красоту осенних листьев; заинтересовать возможностью надолго сохранить совершенство их формы, строения, запечатлев на декоративном панно; показать преимущества коллективной работы.

- «Осень золотая» (рисование).

Цель: учить детей отражать в рисунках свои впечатления от наблюдения за осенней природой. Передавать колорит осени в ясный день: яркую разнообразную по цвету окраску листвы, листопад; продолжать учить детей составлять композицию сюжетного рисунка – располагать предметы на широкой полосе земли ближе и дальше. Заполнять изображением весь лист бумаги; формировать навыки использования рациональных приёмов при рисовании однородных предметов (сначала рисуют все стволы и ветки деревьев, потом листву на всех деревьях).

- «Осенний лес» (рисование по мокрому слою: изготовление панно для украшения группы).

Цель: упражнять детей в использовании приёмов получения симметричного изображения путём складывания листа бумаги пополам и рисования по мокрому слою бумаги; развивать интерес к участию в коллективной работе.

3. Познание

- «Уходит осень золотая» (итоговое занятие).

Цель: совершенствовать экологические знания; уточнить и обобщить представления детей об изменениях в природе осенью; уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы; развивать умение слушать литературные произведения, рассматривать картины художников; пробуждать стремление выразить себя в изобразительном творчестве; воспитывать активность, инициативность; способствовать развитию психических процессов и положительных эмоций.

7-й блок. Музыкальное развлечение «Праздник осени».

Цель: закрепить знания о сезонных изменениях, происходящих в природе осенью; создать эмоциональный настрой: радостный, приподнятый; формировать эстетический вкус и приобщение к миру прекрасного.

Взаимодействие с семьёй:

  1. Разучивание с детьми стихотворений.
  2. Беседы, чтение художественной литературы.
  3. Подбор иллюстраций, открыток, фото.
  4. Совместная ИЗО – деятельность с детьми (изготовление альбома с детскими рисунками «Времена года»).
  5. Помощь в организации и проведении экскурсий в осенний лес.
  6. Тематическая выставка «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье».
  7. Консультация для родителей «Досуг с ребёнком на природе».
  8. Привлечь родителей к изготовлению костюмов к развлечению.
  9. Выставка «Осенняя фантазия».

Декабрь — февраль

1-й блок. Вводная беседа «Зимние приметы».

Стихи, пословицы, поговорки, приметы о зиме.

Цель: закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Учить детей понимать смысл пословиц и народных примет, помочь в придумывании своих. Развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения.

Дидактические игры: «Письмо мальчику Почемучке», «Ночное путешествие в канун Нового года».

2-й блок. Экскурсия в зимний лес.

Цель: уточнить и расширить знания о характерных признаках зимы: холодно, мороз, солнце не греет; везде лежит снег, он серебрится на свету; ветер холодный; деревья, кусты и трава под снегом живые, но не растут (спят). Дать знания о помощи людей растениям и птицам в зимних условиях. Закрепить умения находить и узнавать зимующих птиц:

воробья, сороку, ворону, синицу. Учить видеть особенности их поведения зимой. Упражнять в умении различать деревья по расположению ветвей и оставшимся семенам. Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь её.

Дидактические игры: «Путешествие в лес в поисках диковинных снежных фигурок, зверьков»

Прогулки зимой.

3-й блок. Знакомство с искусством – рассматривание «зимних» пейзажей. Выставки – загадки.

Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе и знание о жанре изобразительного искусства – пейзаже.

Дидактические игры: «Времена года», «Узнай по описанию».

Цель: развивать внимание, сообразительность. Рассказ – загадка о разных предметах и явлениях природы.

4-й блок. Чтение детям: Н.Сладков «Суд над декабрём», В.Одоевский «Мороз Иванович», С.Маршак «Двенадцать месяцев», С.Иванов «Каким бывает снег», Е.Трутнева «Первый снег», Л.Чарская «Зима», Р.Кудашева «Зимняя песенка», Н.И. Сладков «Солнцеворот – январь – месяц», Г.Скребицкий «Четыре художника», «Зима».

Заучивание стихотворений: И.Суриков «Зима», А.Фёдоров «Мороз», Л.Толстой «Декабрь».

Дидактические игры: Какое время года?», «Необыкновенное путешествие по временам года в круглый год».

5-й блок. Прослушивание аудиозаписи. П.Чайковский «Декабрь – Святки» «времена года», В.Шаинский «Снежинки», А.Внукова «Если снег идёт».

6-й блок. Занятия

1. Развитие речи:

- «Зимние развлечения».

Цель: закреплять умение детей запоминать прочитанное; развивать речь детей, учить высказывать своё мнение; расширять представление детей о художниках, содержании их картин; упражнять в рисовании пейзажа на наклонной полосе.

- «Зимнее время года. Стихотворения о зиме»

Цель: формировать умение высказывать своё отношение к временам года; научить детей красиво вырезать снежинки; приучать честно выполнять правила игры.

- «Стихотворение Ф.Тютчева «Зима недаром злится…».

Цель: закреплять знания детей о временах года, о закономерности изменений в природе; упражнять в подборе определений, в изображении сюжета на всём листе; воспитывать умение прощать, признавать свои ошибки; развивать пластику в движениях.

2. Художественное творчество.

- «Дети на прогулке зимой» (лепка).

Цель: развивать умение детей вдвоём выполнять общую работу6 договариваться о содержании лепки, согласовывать величину фигурок. Их размещение на общей подставке в соответствии с выбранным сюжетом; продолжать учить детей передавать движения персонажей.

- «Какой это мастер на стёкла нанёс и листья, и травы, и заросли роз?..» (аппликация).

Цель: развивать навыки выполнения аппликации методом обрывания; учить совмещать обрывание с вырезанием для получения красивого изображения; развивать навыки гармоничного размещения деталей композиции на листе бумаги; развивать творческую фантазию и воображение детей.

- «Волшебные превращения снеговиков» (лепка).

Цель: упражнять детей в лепке снеговиков; побуждать путём изменения формы, использования налепов и внесения различных дополнительных деталей превращать снеговиков в знакомых сказочных героев.

- «Рисование по стихотворению В.Приходько «Белый город».

Цель: развивать воображение детей; побуждать создавать изображение на сюжет стихотворения; показать преимущества общей работы, объединив детские рисунки на большом листе бумаги.

- «На свете нет некрасивых деревьев» (рисование).

Цель: развивать способность к образному восприятию красоты природы и её передаче в рисунке с помощью цвета, формы, композиции. Научить детей смешивать краски для получения разных оттенков цвета.

- «Времена года» (рисование).

Цель: воспитывать у детей любовь к природе, желание её изображать, развивать эстетическое восприятие. Учить воспринимать красоту природы, замечать выразительность образов, настроения. Учить видеть характерные особенности разных времён года.

3. Конструирование.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год