ПОГРАММА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Прохорова Олеся Викторовна | |||
20.10.2015 16:40 | |||
ПОГРАММА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Пояснительная записка Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду. Цель программы: Формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), а значит, бережно распоряжаться её богатствами. Задачи программы:
Примерное тематическое планирование «Вот и осень подоспела» Список используемой литературы:
Литература для чтения детям: Осень
Зима
Весна
Лето
Диагностика по экологическому воспитанию детей старшая группа. Характерные особенности времён года. Задание «Осень». Цель: выяснить знания детей о временах года – осень. О характерных признаках этого времени года. Материал: картины с изображением осенней природы, овощей, фруктов, животных, растений, птиц. Контрольные вопросы:
Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок. Критерии оценки: 1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла. 2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью наводящих вопросов – 2 балла. 3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл. Высокий уровень – 15 – 18 баллов. Средний уровень – 12 – 14 баллов. Низкий уровень – 6 – 9 баллов. Задание «Зима». Цель: выяснить знания детей о характерных особенностях зимы. Материал: картинки зимней природы, новогоднего праздника. Картинки медведь в берлоге, заяц на снегу. Контрольные вопросы:
Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок. Критерии оценки: 4. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла. 5. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью наводящих вопросов – 2 балла. 6. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл. Высокий уровень – 15 – 18 баллов. Средний уровень – 12 – 14 баллов. Низкий уровень – 6 – 9 баллов. Задание «Весна». Цель: выяснить знания детей о весне и её характерных признаках. Материал: картинки весенней природы, животных, растений, птиц.
Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок. Критерии оценки: 1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла. 2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью наводящих вопросов – 2 балла. 3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл. Высокий уровень – 15 – 18 баллов. Средний уровень – 12 – 14 баллов. Низкий уровень – 6 – 9 баллов. Задание «Лето». Цель: выяснить различают ли дети времена года, знают приметы лета, узнают его на картинке. Материал: картинки с летней природой, птицами, животными.
Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок. Критерии оценки: 1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла. 2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью наводящих вопросов – 2 балла. 3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл. Высокий уровень – 15 – 18 баллов. Средний уровень – 12 – 14 баллов. Низкий уровень – 6 – 9 баллов Живая природа. Задание «Растительный мир». Цель: выяснить знания детей о многообразии растительного мира, умеют ли различать растения, знают органы растения и их функции. Материал: картины природы, разных растений, картинки со стадиями роста и развития растений, муляжи фруктов и овощей.
Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок. Критерии оценки: 1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла. 2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью наводящих вопросов – 2 балла. 3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл. Высокий уровень – 25 – 30 баллов. Средний уровень – 20 – 24 баллов. Низкий уровень – 10 – 15 баллов. Задание «Животный мир». Цель: выяснить знания детей о животном мире. Материал: картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых.
Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок. Критерии оценки: 1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла. 2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью наводящих вопросов – 2 балла. 3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл. Высокий уровень – 25 – 30 баллов. Средний уровень – 20 – 24 баллов. Низкий уровень – 10 – 15 баллов. Показатели валеологического воспитания и обучения детей старшей группы: Объём валеологических знаний детей 5-6 лет Познавательная сфера: – Иметь первичные представления о некоторых внутренних органах (коже, желудке, крови, кишечнике, лёгких, мозге); их местонахождение и основные функции; – Знать условия, в которых человек может быть здоровым; – Гигиена органов чувств, зубов, кожи, осанки; – Уметь отличать здорового человека от больного, молодого от старого по внешним признакам и проявлениям поведения; – Иметь элементарные представления о своем рождении; – Сознавать роль матери, отца, семьи у здорового ребёнка. – Понимать важность: режима дня, питания, овладение культурно-гигиеническими навыками, практическими умениями закаливания, умения правильно двигаться, выполнять разные гимнастические упражнения для укрепления своего здоровья;
– Использовать знания о некоторых признаках детских болезней, с целью предупреждения заболеваний; – Знать об отрицательном влиянии вредных привычек на здоровье; – Значение тренировки мышц для здоровья человека; – Роль двигательной активности для укрепления скелета и мышц; – Необходимость обращаться ко взрослому в случае недомогания, болезни. Социальная сфера: – Понимать взаимосвязь человека и природы, использовать знания на практике; – Регулировать свой образ жизни и состояние здоровья в зависимости от времени года, погодных условий; выполнять правила поведения на природе и в общественных местах; – Уважительно относиться к своим родителям и родственникам; Нравственная сфера: – Проявлять чуткость к старым больным людям, желание им в чём-то помочь; – Не волновать родителей, воспитателей и других людей своим отрицательным поведением; – Соблюдать правила этического поведения при общении со взрослыми, детьми разного пола, уважать их;
|