Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Проект «Росток»
Занятия по Экологии
Автор: Светлана Сачкова   
22.09.2014 20:57

Проект «Росток»Проект «Росток».
Воспитатель Сачкова Светлана Борисовна, МДОУ детский сад №212, г.Ярославль
«Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.»
В.Сухомлинский
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства.
Особенно велика роль природы в воспитании детей.
Ребенок открывает для себя разнообразный и увлекательный мир природы.
Облака, разноцветная радуга, капли дождя, снежинки, пестрые бабочки – интересуют и удивляют его, будят воображение и фантазию. Ребенок воспринимает природу ярче и острее взрослого.
Важно не дать угаснуть детской любознательности, развить наблюдательность, помочь в познании окружающего мира, воспитать бережное отношение о всему живому.
Но все мы сталкиваемся в своей работе с такими проблемами: родители наших воспитанников в силу своей занятости или из отсутствия интереса пытаются переложить ответственность за воспитание своих детей на дошкольное образовательное учреждение. А доказательством тому являются личные беседы с родителями и проводимое нами анкетирование, в ходе которого выявилось, что:
Родители мало знают об интересах своих детей.
Уделяют недостаточно времени прогулкам на природу (не на шашлыки), а просто погулять наблюдая за явлениями природы, животными, растениями.
Мало общаются и не играют со своими детьми дома.
Совместные занятия детей и родителей (такие как рисование и лепка, чтение) дома вообще редкость.
В связи с этим в старшей группе мы начали работу над нравственно-познавательным проектом «Росток».

Скачать конспект

В проекте есть линия работы с родителями: это домашние задания после каждого занятия, выставки совместных детско-родительских работ, фотоотчеты родителей о совместных прогулках с детьми и интересных природных явлениях. Все это объединяет родительские и детские интересы. По окончании проекта, а он рассчитан на календарный год, повысилось участие родителей в жизни детского сада, заинтересованность родителей в успехах своих детей. Также в конце учебного года прошла совместная экскурсия по Волге на теплоходе детей и родителей подготовительной группы.
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к окружающему миру.

 

Задачи:
Воспитательные:
    Развитие у детей умения соотносить свое поведение с нравственными нормами (5-7 лет).
    Воспитание доброжелательного отношения детей друг к другу, способствующего лучшему взаимопониманию в процессе общения (5-7 лет).
    Развитие самоконтроля у старших дошкольников ( 6-7 лет).
    Повышение саморегуляции поведения у старших дошкольников (6-7 лет).
    Развитие самостоятельности и сотрудничества у старших дошкольников ( 5-7 лет).
    Формирование у старших дошкольников интереса к совместной деятельности (6-7лет).
    Развитие у детей навыков общения (5-7 лет).
Познавательные:
    Развивать у детей интерес к окружающему миру.
    Ознакомление детей с сезонными изменениями в жизни растительного и животного мира.
    Познакомить детей с временными понятиями: год, месяц, неделя, день, ночь и др. .
    Активизировать внимание и память детей.
    Развивать логическое мышление: учить сравнивать, анализировать, делать обобщения.
    Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
    Развивать творческие способности у старших дошкольников.
    Развивать воображение у старших дошкольников в процессе игрового общения.
    Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
    У старших дошкольников совершенствовать диалогическую речь, побуждать использовать объяснительную речь.
Оздоровительные:
    Формирование двигательной культуры детей при помощи элементов гимнастического комплекса, подвижных игр, пальчиковой гимнастики.
Социальные:
    Повышение общей социальной зрелости детей.
    Повышение культуры межличностного взаимодействия старших дошкольников в группе и семье.

Тематический план

Занятие 1.
Январь: «Зима-волшебница».
Цель: Развивать у детей интерес к окружающему миру.
Задачи:
    Расширять представление детей об особенностях зимнего месяца.
    С помощью сказочных персонажей дать детям представление о нравственных нормах.
    Познакомить с временными понятиями: год, месяц.
    Во время экскурсии активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление, формировать целостное представление об окружающем мире.
    Расширять словарный запас детей.
Содержание:
1.    Беседа с детьми о зиме.
2.    Сказка «12 месяцев».
3.    Загадки о погодных явлениях.
4.    Экскурсия по зимней природе (иллюстрации о зиме).
5.    Разминка «Дерево».
6.    Рассказ о зимующих птицах с показом иллюстраций.
7.    Рисунок зимующих птиц цветными карандашами.
8.    Пальчиковая гимнастика «Апельсин».
Домашнее задание:
Сделать с родителями кормушку для птиц из бросового материала.
Покормить птиц и понаблюдать за ними.


Занятие 2.
Февраль – Просинец.
Цель: Формировать у детей осознанное отношение к окружающему миру.
Задачи:
    Расширять знания детей о сезонных изменениях в природе.
    Формировать интерес и желание наблюдать сезонные изменения в природе.
    Воспитание заботливого отношения к природе.
    Формирование интереса к совместной деятельности.
    Развивать речь детей, расширять словарный запас.
Содержание:
1.    Беседа о зимних приметах февраля.
2.    Дидактическая игра «Помогите птицам».
3.    Труд людей в природе по сохранению деревьев и кустарников от мороза.
4.    Первые весенние приметы февраля.
5.    Подвижная игра «Воробей».
6.    Рассказ о деревьях.
7.    Рисунок дерева цветными карандашами.
8.    Экскурсия (иллюстрации, картина И.Грабаря «Февральская лазурь».)
9.    Беседа об оттепели, загадки.
10.    Рассказ о жизни птиц и животных в феврале.
11.    Сказка «Госпожа Метелица».
Домашнее задание:
На прогулке с родителями в парк понаблюдать за настом на снегу.
Совместный с родителями рисунок «Снежный замок».

Занятие 3.
Март- Солнечник.
Цель: Развивать у детей осознанное отношение к окружающему миру.
Задачи:
    Закрепить знания детей о явлениях природы весной.
    Познакомить детей с представлениями о влиянии солнца на жизнь и развитие растений и животных.
    Формировать интерес к явлениям природы, желание их наблюдать и изучать.
    Познакомить детей с новым временным понятием - равноденствие.
    Развивать воображение и память детей, активизировать внимание детей.
    Развивать самостоятельность и умение сотрудничать у детей.
    Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
    Развивать речь детей, желание общаться, расширять словарный запас.
    Побуждать детей использовать объяснительную речь.
Содержание:
1.    Беседа о весенних изменениях в погоде и о равноденствии.
2.    Дидактическая игра «Весна - Красна».
3.    Рисование листочка остролистного клена.
4.    Рассказ о кучевых облаках.
5.    Загадки о весне.
6.    Дидактическая игра «Какого цвета весна».
7.    Рассказ о жизни животных и птиц в марте. Загадки.
8.    Сказка «Маша и Медведь».
9.     Развлечение «День птиц».
Домашнее задание:
Рисунок «Что на занятии мне показалось самым интересным».
Прогулка с родителями в весенний парк, наблюдение за весенними изменениями в природе.

Занятие 4.
Апрель. «Хрустальная капель».
Цель: Развивать у детей интерес к окружающему миру.
Задачи:
    Развивать воображение, память, речь, внимание.
    Учить детей в игровых ситуациях логически мыслить, сравнивать, анализировать.
    Закреплять представления детей о воде, ее качествах, изменениях, природных явлениях.
    Формировать интерес к творческим играм.
    Развивать творческие способности детей в процессе игрового общения.
    С помощью сказочных персонажей познакомить детей с понятием- чрезмерно.
Содержание:
1.    Беседа об апрельских изменениях в погоде и природе.
2.    Дидактическая игра «Наоборот».
3.    Разговор о воде. Загадки.
4.    Дидактическая игра «Говори».
5.    Словесная игра «Четвертый лишний».
6.    Рассказ о весенних первоцветах (показ иллюстраций).
7.    Подвижная игра «Весна».
8.    Сказка «Рукавичка».
9.    Рисунок дома цветными карандашами.
Домашнее задание:
Прогулка с родителями в парк, наблюдение за весенними ручейками, первоцветами.
Сделать поделку из бросового материала «Наш дом».

Занятие 5
Май – Цветень.
Цель: Развивать у детей осознанное отношение к окружающему миру.
Задачи:
    Закрепить знания о весенних явлениях природы в флоре и фауне.
    В игровых ситуациях активизировать внимание детей, развивать воображение, память, речь.
    Учить сравнивать, анализировать, обобщать.
    Развивать у детей самостоятельность, умение сотрудничать.
    Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
    Воспитывать заботливое и бережное отношение ко всему живому.
Содержание:
1.    Беседа о приметах мая.
2.    Дидактическая игра с картинками «Сад – огород».
3.    Рисунок сада цветными карандашами.
4.    Разминка «Садовник».
5.    Загадки о весенних явлениях природы.
6.    Рассказ о цветущих деревьях и кустах.
7.    Разговор о птицах и птенцах.
8.    Игра на внимание «Слова».
9.    Сказка «Заюшкина избушка».
Домашнее задание:
Прогулка с родителями в парк, наблюдение за цветущими деревьями и кустарниками.
Рисунок совместно с родителями «Летние деньки», фотоотчет «Лето красное и прекрасное».


Занятие 6.
Август. «Земля золотая».
Цель: Развивать у детей осознанное отношение к окружающему миру.
Задачи:
    Закрепить знания детей о летних явлениях природы в флоре и фауне.
    Формировать интерес к явлениям природы, желание их наблюдать и изучать.
    В игровых ситуациях развивать воображение, память детей.
    Учить сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи.
    Развивать речь детей, расширять словарный запас.
    Побуждать детей использовать объяснительную речь.
    Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу 
Содержание:
1.    Беседа о летних изменениях в погоде и природе.
2.    Дидактическая игра «Какого цвета лето».
3.    Разговор об урожае. Загадки о фруктах.
4.    Дидактическая игры «Чудо – дерево фруктовое», «Угадай на вкус».
5.    Рисунок фруктов цветными карандашами (лепка).
6.    Рассказ о жизни животных в конце лета.
7.    Дидактическая игра «Животные и детеныши».
8.    Занятия людей в августе (иллюстрации).
9.    Сказка «Три поросенка».
Домашнее задание:
Сделать вместе с родителями поделку из природного материала к выставке «Осенние фантазии».

Занятие 7.
Сентябрь – златоцвет.
Цель: Развивать у детей осознанное отношение к окружающему миру.
Задачи:
    Развивать у детей интерес к окружающему миру.
    Ознакомить детей с осенними изменениями в жизни растительного и животного мира.
    Формировать желание детей замечать и наблюдать природные явления и труд людей в природе.
    В игровых ситуациях развивать воображение детей
    Активизировать внимание и память
    Развивать речь детей
Содержание:
1.    Беседа о сентябрьских изменениях в природе.
2.    Дидактическая игра «Какой лист? Какие плоды?».
3.    Загадки об осенних явлениях природы.
4.    Разминка «Шишки, желуди, грибы».
5.    Рассказ о жизни лесных обитателей осенью (иллюстрации).
6.    Подвижная игра «Прыгает, бегает, летает» (с мячом).
7.    Рисунок животного цветными карандашами.
8.    Занятия людей в сентябре.
9.    Выставка «Осенние фантазии».
10.    Сказка «Колосок».
Домашнее задание:
Прогулка по осеннему парку, составление осеннего букета.

Занятие 8.
Октябрь. «Осень - художница»
Цель: Развивать у детей осознанное отношение к окружающему миру.
Задачи:
    Продолжать знакомить детей с осенними изменениями в флоре и фауне.
    Развивать творческие способности детей в процессе игрового общения.
    Развивать воображение и память.
    Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и желание общаться.
Содержание:
1.    Беседа о листопаде и других осенних изменениях в природе. Загадки.
2.    Выставка «Осенний букет».
3.    Игра – импровизация «Я – кленовый  листочек».
4.    Рисование осеннего дерева цветными карандашами.
5.    Дидактическая игра «Закончи предложение».
6.    Рассказ о том, как звери готовятся к зиме (иллюстрации).
7.    Словесная игра «Четвертый лишний».
8.    Разминка «Перелетные птицы».
9.    Сказка «Крылатый, мохнатый да масленый».
Домашнее задание:
Прогулка по осеннему парку, наблюдение за погодой и природой.
Рисунок совместно с родителями «Какого цвета осень».

Занятие 9.
Ноябрь. «Серебряный звон».
Цель: Развивать у детей осознанное отношение к окружающему миру.
Задачи:
    Расширять знания детей о сезонных изменениях в природе.
    Формировать желание наблюдать за природными явлениями.
    Учить детей в игровых ситуациях логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать.
    Развивать речь детей, совершенствовать диалогическую речь.
    Побуждать детей использовать объяснительную речь.
Содержание:
1.    Беседа о поздней осени. Загадки.
2.    Дидактическая игра «Какого цвета осень».
3.    Рассказ о жизни лесных жителей в предзимье. Загадки.
4.    Дидактическая игра на внимание «Слова».
5.    Рассказ о зимующих птицах (иллюстрации). Загадки о птицах.
6.    Рисунок снегиря, синицы цветными карандашами.
7.    Занятия людей в ноябре.
8.    Сказка «Хроменькая уточка» или «Кот, петух и лиса».
Домашнее задание:
Фотоотчет о прогулках детей с родителями «Осенние мотивы».
Изготовление совместно с родителями елочных игрушек из бросового материала.

Занятие 9.
Декабрь – Сказочный ларец.
Цель: Развивать у детей осознанное отношение к окружающему миру.
Задачи:

    Закрепить знания детей о явлениях природы зимой.
    Продолжать знакомить детей с представлениями о влиянии солнца на жизнь и развитие растений и животных.
    Продолжать знакомить детей с временными понятиями: год, месяц, день, ночь.
    Формировать интерес к явлениям природы, желание их наблюдать и изучать.
    Развивать воображение и память детей.
    Активизировать внимание детей.
    Развивать самостоятельность и умение сотрудничать у детей.
    Развивать речь детей, желание общаться, расширять словарный запас.
    Побуждать детей использовать объяснительную речь.
    Воспитывать заботливое и бережное отношение ко всему живому.

Содержание:
1.    Беседа о зимних изменениях в погоде. Загадки.
2.    Рисунок снежинки красками на темной бумаге.
3.    Подвижная игра «Снежинки».
4.    Рассказ о зиме в лесу (иллюстрации). Загадки.
5.    Дидактическая игра «Птичья столовая».
6.    Беседа о Новогоднем празднике.
7.    Дидактическая игра «Украсим елку», «Собираемся на бал».
8.    Рисунок для Деда Мороза.
9.    Сказка «Мороз Иванович».
Домашнее задание:
Фотоотчет «Наш веселый Новый год».
Сочинение для родителей «Круглый год с ребенком»

Литература
1. Е.А. Алябьева «Развитие  воображения и речи детей 4-7 лет» Москва 2008г.
2.М.А. Боголюбская, А.Л. Табенская «Хрестоматия по детской литературе» Москва 1970г.
3. «Как знакомить дошкольников с природой» под редакцией П.Г. Саморуковой Москва 1983г
4. М.М. Марковская «Уголок природы в детском саду» Москва 1989г.
5. «Мир животных и растений. Энциклопедия для малышей. Чудо- всюду» Ярославль 1997г.
6. Н.Г. Метельская «100 физкультминуток на логопедических занятиях» Москва 2007г.
7. Т.И. Подрезова «Материал к занятиям по развитию речи. Времена года.» Москва 2006г.
8. «Формирование нравственного здоровья дошкольников» Под ред. Л.В. Кузнецовой, М.А. Панфиловой Москва 2003г.
9. Т.А. Шорыгина «Какие месяцы в году?!» Москва 2000г.   
10. Т.А. Шорыгина «Деревья. Какие они?» Москва 2001г.
11. Т.А. Шорыгина «Птицы. Какие они?» Москва 2000г.
12.Т.А. Шорыгина «Цветы. Какие они?» Москва 2001г.
13. Т.А. Шорыгина «Овощи. Какие они?» Москва 2005г.
14. Т.А. Шорыгина «Фрукты. Какие они?» Москва 2005г.
15. Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу?» Москва 2006г.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год