Что читают на уроке чтения в 1 классе — Развивающая система Занкова

Что читают на уроке чтения в 1 классе — Развивающая система ЗанковаЧто читают на уроке чтения в 1 классе — Развивающая система Занкова

1 класс (36 часов)

I. Круг чтения

1. «Ведь это чудо из чудес — когда из слов вдруг вырос лес!»

К. Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна»;

Д. С. Самойлов «...Эта лошадь была прекрасна...»;

Н. А. Некрасов «Савраска, запряженный в сани...»;

А. С. Пушкин «...Под голубыми небесами...»;

Г. М. Новицкая «Берёза»;

Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве» (Описание);

В. Ю. Драгунский «Девочка на шаре» (Отрывок);

В. Н. Викторов «Волшебство»;

А. К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...»;

Тим Собакин «Уходит тихо лето...»;

А. А. Усачёв «Шуршащая песня»;

А. А. Шибаев «Переполох»;

А. Л. Барто «Игра в слова»;

Т. М. Белозёров «Тучка».

2. «...Чужое горе так болит, чужою радостью мы рады»

Г. А. Ладонщиков «Зимняя радость»;

И. П. Токмакова «Это ничья кошка...», «Осень», «Крокодилы», «Я ненавижу Тарасова...»;

А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...»;

И. З. Суриков «Первый снег»;

В. Д. Берестов «Заяц-барабанщик»;

Н. А. Некрасов «Крестьянские дети»;

А. Н. Плещеев «Скучная картина...».

3. «Складно да ладно»

«Весна-красна» (По И. С. Соколову-Микитову);

А. Н. Плещеев «Весна»;

Д. Чиарди «Похожие хвосты» (Пересказ Р. С. Сефа);

Считалки;

А. Милн «Хвосты» (В переводе С. Я. Маршака);

Ю. Тувим «Про пана Трулялинского» (В переводе Б. В. Заходера).

4. «...А если я глаза закрываю, мне видно то, чего не бывает...»

С. Я. Маршак «Дремота и Зевота»;

Ю. Тувим «Чудеса»;

Б. В. Заходер «Приятная встреча»;

Д. Биссет «Орёл и овечка»;

Б. В. Заходер «Моя Вообразилия»;

И. П. Токмакова «А я рано утром залез на сосну...»;

Э. Э. Мошковская «Давайте мы с вами руками помашем...», «Хитрые старушки».

5. «Чтение — вот лучшее учение»

Л. Н. Толстой «Косточка» (Быль), «Старый дед и внучек» (Басня), «Лев и мышь» (Басня), «Отец и сыновья» (Басня);

И. А. Крылов «Чиж и Голубь» (Басня);

К. Д. Ушинский «Жалобы зайки»;

«Лиса и козёл», «Лиса и заяц», «Глупый волк» (Русские народные сказки);

Пословицы и поговорки, загадки;

Скороговорки;

В. А. Осеева «Сыновья», «Хорошее»;

Б. В. Заходер «Товарищам детям».

II. Нравственно-эстетическое развитие

1. «Ведь это чудо из чудес — когда из слов вдруг вырос лес!»

Красота природы, родного края, животного, человека. Художественный текст. Способность автора нарисовать словами картины жизни, передать своё отношение к нарисованному. «Рисующие» слова и звуки.

2. «...Чужое горе так болит, чужою радостью мы рады»

Умение автора художественного произведения передать своё отношение к изображаемому, «заразить» своими чувствами. Способность читателя воспринять чужое переживание, войти в изображаемую ситуацию, разделить чужое горе и радость. Возможность выразить свои чувства и настроения и передать другим при выразительном чтении произведения.

3. «Складно да ладно»

Красота слова, гармония звуков, их радостное, благотворное воздействие на человека. Стихи как особо организованная речь, первоначальные представления о рифме и ритме. Считалки. Игра в слова и звуки, литературное сотворчество учеников.

4. «...А если я глаза закрываю, мне видно то, чего не бывает...»

Реальное и фантастическое изображение. Некоторые способы создания фантастического образа, причины его восприятия читателем как истинного, достоверного.

5. «Чтение — вот лучшее учение»

Нравственные уроки художественных произведений. Судьбы героев, которые учат добру, состраданию, милосердию. Наказание за жадность, злобу, обман. Характер героя, оценка его поведения и поступков читателем. Пословицы, загадки, скороговорки.

III. Техника чтения

Правильное, плавное чтение по слогам и целыми словами (темп чтения вслух ориентировочно 25–30 слов в минуту); умение ориентироваться в речевом потоке; понимание фактического содержания текста.

IV. Развитие речи, формирование

речевой творческой деятельности

Ответы на вопросы по тексту. Составление плана, в том числе «картинного». Подробный пересказ небольших текстов. Выразительное чтение с соблюдением интонации и темпа речи.

V. Итоговые результаты

В конце первого года обучения ученики должны:

· осознанно читать вслух небольшие тексты целыми словами (темп чтения ориентировочно 25–30 слов в минуту) с допущением плавного слогового чтения отдельных слов со сложной слогобуквенной структурой;

· ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;

· понимать фактическое содержание текста;

· отвечать на вопросы по содержанию текста;

· выделять события, видеть их последовательность в произведении;

· подробно пересказывать небольшие по объёму тексты;

· пользоваться словарями учебника;

· выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении;

· овладеть следующими терминами: автор, художественный текст, стихотворение, рифма, ритм, устное народное творчество.

В течение первого года учащиеся также получают начальные представления:

· об изобразительной природе художественного текста, «рисующих» словах, «картинном» плане;

· о смысловых частях текста;

· о некоторых способах создания характера героя в сказке;

· об оценке литературного героя произведения по его поступкам;

· об особенностях малых фольклорных жанров: пословицы, загадки, скороговорки, считалки.

В течение первого года учащиеся получают нравственные представления:

· о доброте и сострадании, об ответственности за слабого, о сердечном отношении ко всему живому, о великодушии, о настойчивости и смелости.