Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Хлеб — всей жизни голова.
Занятия по Музыке
Автор: Алёна Леканцева   
24.02.2015 12:28

Хлеб — всей жизни голова.Хлеб — всей жизни голова.

Программное содержание. Закреплять представления детей о хлебе. Расширять диапазон знаний о том, как рождается хлеб. Формировать нравственно-патриотические чувства. Развивать художественное восприятие через исполнение потешек, песен, танцев, просмотр презентации. Продолжать развивать музыкально — ритмические способности детей с помощью музыкальной подвижной игры. Активизировать детей, вызывать желание включиться в беседу, проявить самостоятельность и инициативу в продуктивной деятельности. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду.

Предварительная работа. Воспитатель: разучивает с детьми стихи, потешки по теме; подготавливает приспособления для работы с тестом; перед занятием заранее замешивает дрожжевое тесто совместно с детьми.

Музыкальный руководитель: разучивает с детьми хоровод «Русская душа», песню «Песенка о хлебе» ( «Муз. рук.) №5. 2014, песню «Русская сторонка» (М. р. №4. 12) речевые игры «Мукомол», «Трактора», логоритмическую игру «Печём пироги», частушки, песни- попевки

Ход занятия:

После того как дети вошли в зал, поздоровались, педагог обращается к ним:

Здравствуйте, желанные гости мои! Вот и снова мы с вами встретились в пору багряную, осеннюю.

Осень золотистая — хлебом колосистая!

Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,

То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем!
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим,
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!

Хозяйка с поклоном подходит к гостям с караваем и просит отведать хлеб-соль.

1-й ребенок:

Этот наш обычай вечный —
Из далекой старины:
Честь гостям
и радость встречи —
Словно символ доброты!

Хозяйка: Хлебом-солью встречали жениха и невесту на пороге их дома, новорожденного, дорогих и уважаемых гостей — это считалось символом благополучия и гостеприимства. Сегодня мы с вами будем прославлять чудо земли —хлеб. В честь хлеба слагались гимны, песни, совершались обряды, устраивались праздники, приуроченные к посевной страде и сбору урожая.

2-й ребенок:

У народа есть слова:

«Хлеб всей жизни голова».
Славится он первым на земле,
Славится он первым на столе.

Хозяйка: Из маленьких зернышек растут хлебные колоски. Чтобы был хлеб, сеют рожь и пшеницу. А когда сеют хлеб? (Дети отвечают.) Правильно, весной. На поля выезжают трактора, сеялки, вовсю кипит работа. А ещё на Руси пели особые песни, в которых звучали пожелания: чтобы колосья росли спелыми, наливными, чтобы урожай был богатым. Вы знаете такие песни? Давайте споём!

Дети исполняют народные песни-попевки «Нива золотая», «Расти, рожь» (журнал «Музыкальный руководитель» №5, 2010).

1. Нива золотая,
Добрая, медовая,
Принеси нам хлеба,
Стебелек до неба.

2. Расти, рожь, большая,

Вот такая,

Расти, копна золотая,

Вот такая!

Хозяйка: В наш век, век техники и электроники, хлеб всё равно дается нелегко. Добывается в поте лица, и хлебная страда всегда тяжела. А теперь послушайте, как приходит к нам на стол хлеб.

Дети читают стихи Т. Шорыгиной.

3-й ребенок:

За лесами, за лугами
Раздается в поле гром,
Это тракторы плугами
Пашут легкий чернозем.

4-й: На широкие долины
Вышли новые машины:
Глянь в раскрытое окно —
Сеют сеялки зерно.

5-й: Сколько в это зернышко
Вложено труда,
Знают только солнышко,
Ветер да вода.

6- й: Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.

7- й: Посеяли хлеб хлеборобы весною,
Созрел он и встал
Золотистой стеною.
И слышит страна:

За уборку пора!

Для хлеба комбайны нужны, трактора.

8-й: Каждому знакомы
Мудрые слова:
Хлеб — хозяин дома,
Всему он голова!

9-й: Силою державы
Его звали встарь,
Хлебушек по праву
В государстве — царь!

Педагог: ребята, а какие хлебобулочные изделия вы больше всего любите?

Дети отвечают.

Педагог: Я предлагаю вам испечь пироги.

Игра с детьми «Печем пирожки»

Дети (хором):

Засучим рукава, вымоем руки; Точим ножи. (трут ребра ладоней друг о друга, произносят: «вжик-вжик!»)

Рубим капусту. (стучат ребром одной ладони по другой: «тук-тук!»)

Просеиваем муку. (выполняют движение «сито», произносят «шик-шик!»)

Разбиваем яйцо. ( «Бум — чпок!»)

Сыплем соль и сахар. ( «Пыш-пыш!»)

Греем молоко. (поднимают сцепленные перед собой руки до уровня груди: «Ш-ш-ш-ш». Дуют вниз на руки и опускают их).

Выливаем молоко. ( «Булъ-булъ»)

Педагог: Ребята, а какие вы знаете пословицы о хлебе?

Дети (по очереди).

- Хочешь есть калачи — не сиди на печи!

- Труд кормит, а лень портит!

- Ржаной хлебушко пшеничному дедушка!

- Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.

- Плох обед, коли хлеба нет!

- Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

- Кто хлебушком не дорожит, тот мимо жизни пробежит.

- Летний день год кормит!

- Что посеешь, то и пожнёшь,

Что пожнёшь, то и смолотишь,

Что смолотишь, то и смелешь,

Что смелешь, то и съешь!

- Будет хлеб — будет и песня!

Песня «Песня «Песенка о хлебе» (М. р. №5. 2010)» (Индивидуальная?)

Педагог. Чтобы наших гостей угостить, нужно самим пирогов напечь, самых настоящих. Мойте руки, надевайте фартуки, колпаки, подходите к столам. (На столах для каждого ребёнка разложены доски, мисочки с мукой, начинкой для пирогов, блюдо с комочками теста. Педагог уточняет, что прежде всего нужно для приготовления хлеба. Дети называют: мука, вода, дрожжи и соль.) Что положено в сегодняшнее тесто, какое оно?

Дети. Мы добавили в тесто молоко, дрожжи, масло, яйца, сахар, чтобы было вкуснее. Тесто получилось сдобное, дрожжевое.

Дети посыпают доски мукой, берут комочек теста и изготавливают изделие по своему выбору: лепёшку, крендель, булочку, пирожок с начинкой и др. Укладывают получившееся изделие на противень, смазанный маслам, педагог смазывает взбитым яйцом каждое изделие и передаёт противень на кухню. Детям предлагается привести в порядок своё рабочее место, вымыть руки, снять фартуки.

Педагог. Пока пироги в печи пекутся, можно играть, хороводы водить, песни петь.

Педагог. Землю красит солнце, а человека — труд! С утра до поздней ночи при уборке зерна гудят на полях машины. Какие машины? Кто ими управляет?

Дети отвечают. Затем по предложению педагога инсценируются две потешки — «Трактора»

Ребёнок: Нам сегодня с братом Вовой
Подарили трактор новый:
Мама, что и говорить,
Знала, чем нам угодить!

В трактористов мы играем:
Пашем, сеем, убираем,
А как только подрастём,
В трактористы мы пойдём.

(И. Черницкая)

Тара-тара-тара-ра!
Из колхозного двора
Выезжают трактора. (Дети идут топающим шагом, произвольно выбирая направление движения)
Будем землю пахать,

Будем хлеб засевать,
Будем рожь молотить,
Малых детушек кормить. (Отмечают более сильным притопом правой ноги ударение в словах «землю», «хлеб», «рожь», «детушек». Затем встают врассыпную по залу.)

Хоровод «Русская душа»

Далее проводится речевая игра с движением «Мукомол» (народная потешка).

Дети встают в круг, в центре — ребёнок-ведущий. Рядом с ним корзина с мячами диаметром 8-10 см.

Дети. Мукомол, мукомол, ты нам зёрна смолол (дети, взявшись за руки, идут простым хороводным шагом вокруг «мукомола»; «мукомол» в это время выполняет скользящие хлопки),

А теперь из муки всё, что хочешь, пеки! (На слово «пеки» дети останавливаются, а «мукомол» берёт мячи в обе руки и отдаёт его стоящим рядом двум детям.)

Пышки для мышки,
Сайки для зайки,
Для ежей отличные
Бублики пшеничные!

(Передают мяч другим детям на ударные слоги в каждой строке. При повторе последних четырёх строк потешки дети подкидывают и ловят мяч в соответствии с ритмом слова. Остальные дети ритмично хлопают. При повторном проведении игры выбирается новый ведущий, в движения с мячом включаются другие дети.)

1. Начинаем петь частушки.
Просим не смеяться.
Тут народу очень много,
Можем растеряться!

2. А мы в Киренске живем,
Сушки, пряники жуем.
Булочки и крендельки,
Кулебяки, пирожки.

3. Прянички печатные
До чего ж нарядные!
Мы не сразу их съедим,
А сначала поглядим!

4. Ты прости меня, Надюша,
Что тебя обидел,
Я пирог твой откусил,
А тебя не видел.

5. Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
Не один его я съем,
Разделю ребятам всем.

6. Мы пропели вам частушки
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим
Чтобы вы похлопали.

Педагог: Пора-то у нас осенняя, предлагаю деткам исполнить «Осеннюю польку».

«Осенняя полька»

Хозяйка: Очень важно и нужно бережно относиться к хлебу. Научитесь с детства ценить хлеб. На Руси был обычай — сгрести в ладонь хлебные крошки со стола и съесть. Когда старые люди учат этому обычаю, молодые улыбаются: «Крошку хлеба к обеду желудок просто не заметит». Верно, не заметит. Человек не воробей. Да не в этом дело. Соблюдая старинный обычай, люди как бы обращаются к хлебу на «Вы», высказывают хлебу своё почтение. Пренебрежение к нему — когда большие и маленькие куски кидаем в мусорное ведро. Хлебушек так вольно, как теперь, не всега лежал на столе.

Хозяйка: У России-матушки много плодородных земель, засеянных рожью и пшеницей.

Ребенок читает стихи С. Савинова Родина». Вижу чудное приволье.

Вижу нивы и поля —
Это русское раздолье.
Это русская земля.
Песня «Русская сторонка» (музыка и слова С.Е. Кожуховской) (м. р. №4. 2012)

Хозяйка: Вы запомните, дети,

Золотые слова:

Хлеб — всему голова!
Хлеб — всему голова!
Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
Ребенок: Людям — хлеб.
Детям — мир,

Пусть начнется дружный пир.
Крикнуть нам сейчас пора
Хлебу — дружное «ура!»
Педагог: Вот и наши пироги поспели!
Хлеб растят с любовью,
Ешьте на здоровье!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год