Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
ДЕТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Занятия по Музыке
Автор: Т.В. Лопатина   
23.02.2015 20:32

ДЕТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Т.В. Лопатина, музыкальный руководитель 1 категории

МБДОУ детский сад № 28» Малышок», городской округ Рефтинский

Н.А. Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга. Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества – накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского музыкального творчества

Скачать конспект

– накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер. Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности.

Что бы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности (Ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувства ритма). Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободное ориентировка в непривычных ситуациях. Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах.

Песенное творчество важно формировать начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Что бы сориентировать дошкольников в песенном творчестве Н.А. Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Важно обращать внимание детей на выразительность их импровизации даже в простейших упражнениях.

Программная музыка занимает ведущее место в творческих заданиях, так как поэтический текст, образное слово помогают ребенку лучше понять ее содержание.

Инструментальное творчество детей как правило проявляется в импровизациях, т.е. сочинении во время игры на инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно так же возникает на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта.

  1. Самостоятельное нахождение тоники: закончить без сопровождения знакомую мелодию, начатую воспитателем; найти тонику после пения взрослого, оставляющего на не устойчивом звуке.
  2. Подстраивание к звукам: игра типа «Музыкальное эхо» — точное воспроизведение заданных интонаций;
  3. Различие мажорного и минорного ладов; различать и воспроизвести мажорное и минорное трезвучие ( «Веселый и грустный колокольчик») и звукоряд (упражнения типа «Солнышко и дождик»)
  4. Различие и воспроизведение соотношений звуков по их высоте, длительности (упражнения из «Музыкального букваря»);
  5. Транспонирование простейших мотивов (мяу, ку-ку): воспитатель поет первый звук.

Кроме того, разработана серия творческих заданий для развития песенного творчества:

  • импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов;
  • импровизация музыкальных вопросов и ответов;
  • сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, сочинение попевок в определённом жанре.

Детям 2-3 лет легче петь мелодии, которые не содержат развёрнутого текста; поэтому им даются упражнения на звукоподражания, задания сочинить мелодию без слов, на слоги ля-ля. та-та и т.д.

Дети 4-5 лет выполняют упражнения на пропевание имен, импровизации мелодий на несложные тексты.

Дети 5-6 лет способны сами сочинить музыкальный ответ на предложенный текст, выполнять задания на нахождение тоники, воспроизведение мажорного и минорного ладов, которые помогают удерживать тональность в их импровизациях.

6-7 лет дети могут уже более осмысленно импровизировать мелодии на заданный текст, сочинять попевки определённого настроения, жанра (танец, марш, песня)

Народный песенный репертуар помогает эффективно решить задачу эстетического воспитания и развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. В процессе знакомства с русскими народными песнями дети осознают и усваивают музыкальные средства, доступные для переноса в собственное песенное творчество.

*

Творческие задания I этапа.

  • Петь самостоятельно, находя то высокие интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок, лает маленькая собачка), то более низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка, лает большая собака)
  • Импровизировать попевку.
  • Петь свои имена на 2-3х звуках, передовая различные интонации.
  • Вести певческую перекличку.
  • Импровизировать мотив на 2-3х звуков на слоги «ля-ля», другой ребёнок придумывает свой мотив. Дети соревнуются, кто больше придумает.
  • Подражать ритмичному звучанию бубна.

Творческие задания II этапа.

  • Импровизировать мелодию на слова ответа: «У бабушки», «Ладушки» (русская народная прибаутка)
  • Упражнения на незнакомый текст в форме музыкального ответа: «Зайчик, зайчик, где ты был?»

Творческие задания III этапа.

  • Сочинить и спеть веселую песню на слова:» Солнце ярко светит весело на свете»
  • Сочинить и спеть грустную песню на слова: «Дождик льёт как из ведра. Загрустила детвора».
  • Сочинить и спеть песню, сочетавшую два звукоряда: «Танечка идет, весело поет. Танечка упала, всем нам грустно стало»
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год