Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Статья «Конструирование, как вид в непосредственно-образовательной деятельности»
Конструирование
Автор: Апичина Елена Викторовна Чернявская Ирина Владимировна Мушинская Наталия Владимировна   
13.02.2019 14:51

Статья «Конструирование, как вид в непосредственно-образовательной деятельности»Статья «Конструирование, как вид в непосредственно-образовательной деятельности»

Авторы:

  • Апичина Елена Викторовна
  • Чернявская Ирина Владимировна
  • Мушинская Наталия Владимировна

Воспитатели ГБОУ школа №629 г. Москва

В данной статье рассматривается конструирование как вид в непосредственно-образовательной деятельности. Конструирование относится к образовательной области «художественно-эстетическое развитие», и как непосредственно-образовательная деятельность конструирование имеет свои особенности, которые и будут рассмотрены в данной статье.

Ключевые слова: конструирование, НОД (непосредственно-образовательная деятельность), структура и временной план НОД по конструированию.

Конструирование — один из любимых детьми видов деятельности наряду с изобразительной и игровой. Оно имеет огромный развивающий и воспитательный потенциал, а также выполняет ряд присущих только ему задач: знакомит детей с техническими профессиями, учит создавать объёмные и красивые предметы собственными руками [5].

 

Конструирование в дошкольной образовательной организации (ДОО) — это процесс создания детьми поделок и построек из различных материалов (бумаги, пластилина, природного и бросового материала, специальных строительных наборов и конструкторов) [4]. Цели его:

  • повышение интереса детей к созданию конструкций и моделей
  • совершенствование конструкторских умений и навыков
  • развитие творческого потенциала детей
  • предоставление дошкольникам возможности посредством творческой деятельности выразить своё отношение к окружающему миру [4].

Различают такие виды конструирования:

1. Техническое конструирование. Отображение реально существующих объектов (машин, домов, мостов и пр.) с соблюдением их структуры и функциональности. В таком конструировании используют:

  • строительный материал (наборы геометрических тел из пластика или дерева)
  • конструкторы с деталями, имеющими крепления
  • крупные модульные блоки.

2. Художественное конструирование. Здесь на первый план выступает не функциональность и близкое соответствие реальному объекту, а красивый внешний вид изделия, возможность ребёнка проявить свои творческие и художественные способности, выразить отношение к тому, что он создаёт. Такие поделки изготавливаются из:

  • бумаги и картона
  • природного материала (каштанов, орехов, желудей, листьев, веток, соломы и т. д.)
  • бросового материала (пробок, спичечных коробок, баночек от йогурта, пакетов из-под молока и сока и пр.) [2].

Конструированием дошкольники занимаются во время специальной непосредственно-образовательной деятельности (НОД), которая проводится раз в неделю с чередованием видов конструирования, а также в процессе прогулок и в свободное время [1].

Конструирование, как вид в непосредственно-образовательной деятельности (НОД) имеет целью — развитие технических и творческих способностей, что способствует гармоничному развитию личности ребёнка [3].

Задачи конструирования, как вида в непосредственно-образовательной деятельности (НОД) следующие:

  1. Активизировать интерес к конструированию, изобретательству, экспериментированию, заданиям-головоломкам.
  2. Развивать представления о свойствах материалов для конструирования.
  3. Совершенствовать умение создавать целостные и гармоничные конструкции путём пространственного расположения отдельных частей и элементов.
  4. Учить самостоятельно прорисовывать контурные и расчленённые схемы, графические изображения конструкций в 3 проекциях (спереди, сбоку, сверху) на основе анализа объектов и построек.
  5. Развивать навыки конструирования по словесной инструкции, условиям, замыслу, картинкам, фотографиям, готовым схематическим алгоритмам.
  6. Совершенствовать навыки плоскостного моделирования из геометрических фигур.
  7. Учить совместному конструированию, развивать умения планировать этапы, распределять обязанности, согласовывать действия, оценивать результат работы.
  8. Учить работать с разнообразными видами конструкторов, имеющими различные размеры деталей и способы их крепления (деревянный конструктор, наборы Лего, большой строительный конструктор и др.).
  9. Развивать умение использовать созданные поделки в играх-макетах и ролевых играх ( «Цирк», «Театр», «Вокзал», «Школа», «Спортивный городок», «Парк» и т. д.) [1].

Непременным условием успешного проведения непосредственно-образовательной деятельности (НОД) является предварительная работа с детьми. На прогулке, во время экскурсий по городу педагог обращает внимание дошкольников на здания, архитектурные сооружения, которые есть в их городе или посёлке, учит подмечать их характерные признаки (из каких частей состоят, какой величины, цвета, материал, из которого они сделаны, чем украшены, для чего служат). Очень хорошо, если удастся провести наблюдение за работой строителей, ремонтом заборов, установлением, покраской скамеек в сквере и т. д. В детях высоко развита подражательность взрослым, причём подражать они хотят, создавая определённый полезный результат. Аналогия с созидательной деятельностью взрослых повысит заинтересованность детей, позволит расширить их кругозор, даст толчок обыгрыванию увиденного после занятия. Перед конструированием техники (корабль, самолёт) целесообразно провести рассматривание сюжетных картин, которые дадут детям понятие о труде самолётостроителей, корабельщиков. Планируя конструирование из бумаги или бросового материала корзинок, игрушек, мебели педагог организует рассматривание и обговаривание реальных предметов, желательно разного цвета, модели, размера [2].

Конструирование, как вид в непосредственно-образовательной деятельности (НОД) в каждой возрастной группе имеет свои особенности.

Рассмотрим особенности непосредственно-образовательной деятельности (НОД) по конструированию в младшей группе.

Занятие по конструированию в ДОО в младшей группе имеет определённую структуру:

  1. Организационный этап — игровое начало занятия (3–5 минут).
  2. Основной этап — непосредственная деятельность по конструированию с пояснениями педагога и самостоятельной работой дошкольников (до 10 минут).
  3. Заключительный этап — выставка готовых работ, подведение итогов (до 5 минут) [5].

Рекомендуемое время проведения занятий для младшей группы — 15 минут.

Приведем примерный конспект непосредственно-образовательной деятельности (НОД) на тему «Построить дорожку» в младшей группе

Цель я: научить детей использовать деталь «кирпичик».

Задачи:

  • научить располагать предметы встык
  • научить детей работать сообща
  • развить желание помочь нуждающемуся.

Предметы для занятия: детали «кирпичики» из строительных наборов, игрушки (зайчик и маленькие грузовики), морковка — вырезанная из бумаги и настоящая, очищенная и порезанная на кусочки.

  1. Организационный этап. Зайчик собрал много морковки, но не может довезти её до дома, так как в лесу нет дороги к его домику. А морковки так много, что её можно отвезти только на машине, поэтому зайчик пришёл просить помощи у ребят.
  2. Основной этап — непосредственно конструирование. Воспитатель спрашивает: «Как вы думаете, можем ли мы помочь зайчику? Как мы можем это сделать? Из чего мы можем построить дорогу к домику зайчика?». Дети отвечают и высказывают свои предложения по строительству дороги для зайчика. Воспитатель предлагает построить дорогу из кирпичиков и объясняет, как это надо сделать. Далее дети берут по одному кирпичику и строят дорогу.
  3. Заключительный этап. Игровой момент «Перевозим урожай». Дети накладывают вырезанную из бумаги морковку в маленькие грузовики и везут её к домику зайчика. Зайчик благодарит их и раздаёт малышам кусочки настоящей морковки в награду. Выставка готовых работ, подведение итогов.

Рассмотрим особенности непосредственно-образовательной деятельности (НОД) по конструированию в средней группе. Занятия (НОД) проводятся в средней группе 2 раза в месяц, причём ведущие методисты рекомендуют одно занятие посвящать техническому, а второе — художественному конструированию, чередуя работу с бумагой, природным и подручным материалом. Приблизительная длительность занятия для средней группы — 20 минут.

Занятие по конструированию в ДОО в средней группе имеет определённую структуру:

  1. Организационный этап. Пояснение темы, задач деятельности. Целесообразно бывает провести психогимнастику для создания положительного эмоционального фона (1–2 мин.).
  2. Основной этап:
  • мотивация конструктивной деятельности (3–4 мин.)
  • показ и объяснения воспитателя (2–3 мин.)
  • пальчиковая гимнастика или физкультминутка (1–2 мин.)
  • самостоятельное выполнение работы детьми (6–8 мин.).

3. Итоговый этап. Рассматривание. обсуждение работ, подведение итогов (1–2 мин.) [4].

Приведем примерный конспект непосредственно-образовательной деятельности (НОД) на тему «Дома на улицах города» в средней группе.

Цель: научить детей строить «Дома на улицах города».

Задачи: продолжать закреплять знания детей по сооружению построек, домов с перекрытиями; учить выделять основные части (стены, фундамент, крыша); учить анализировать готовую графическую модель дома; учить соблюдать симметрию и пропорции; продолжать учить конструировать по схеме, упражнять в расположении деталей; закрепить знания о дорожных знаках, правилах поведения на улицах города; развивать образное мышление и воображение; развивать творческую инициативу, зрительную память и внимание, коммуникативные навыки, умения работать в группе сверстников; развивать конструкторские навыки детей; воспитывать интерес детей к самостоятельной работе; побуждать детей к поисковой деятельности; воспитывать трудолюбие и любовь к творчеству в процессе конструирования; формировать уважительное и бережное отношение к красоте окружающего мира.

1. Организационный этап.

В.: Доброе утро, ребята! Я рада видеть вас снова такими красивыми, здоровыми, с добрыми глазками. Нас ждут сегодня увлекательные игры и ещё много интересного. Сначала поздороваемся.

Коммуникативная игра с артикуляционной гимнастикой «Здравствуйте» (по М. Картушиной).

Определение психологического состояния детей.

В.: А сейчас поудобнее присаживайтесь на коврик. Выберите каждый понравившуюся вам картинку и объясните, почему выбрали именно её.

Детям показывают карточки с изображением солнышка, тучи, солнышка за тучей, молнии, дождя.

Ответы детей.

В.: Хорошо, а хотите, чтобы всегда было солнышко рядом с вами, чтобы вы не грустили, не ссорились? А для этого больше улыбаться, заняться интересным делом и порадовать друг друга. Ведь каждая улыбка — это маленькое солнышко, от которого станет тепло, светло и радостно, весело. Давайте покажем, как радуются весёлые человечки.

Пальчиковая игра «Весёлые человечки» (Дети встают парами и выполняют действия в соответствии с текстом).

2. Основной этап:

В.: Вот какие весёлые человечки! И у каждого есть свой дом, где его любят, ждут и все они живут одной семьёй. Домики есть у животных, даже у насекомых. Посмотрим, у кого какой дом.

Дидактическая игра «У кого какой дом».

Мультимедийная презентация. Слайд №1.

В.: Смотрите, как же муравей и пчела носят строительный материал. Может, мы тоже попробуем без рук таскать палочки?

Игра-эксперимент «Прижимая верхнюю губу к носу, несём трубочки-палочки».

В.: Как выглядит дом у людей, из каких частей он состоит? (Из фундамента, стен, окон, перекрытия, крыши).

Какие детали нужны, чтобы построить дом? (Кирпичи, кубики, пластины).

Посмотрим на экране.

Слайд № 2. Мультимедийный показ, как геометрические фигуры превратились в строительные детали.

В.: На какую грань поставили кирпичик? (На узкую длинную грань).

Люди каких профессий работают на стройке? (каменщик, маляр, штукатур, крановщик).

А вы хотите строить дом? (Ответы детей. Затем они надевают форму: каски, фартуки, нарукавники). Соблюдайте правила безопасности.

Динамическая музыкальная пауза «Я хочу построить дом».

В.: Как вы думаете, можете вы поставить свой дом где захотите? (Нет). Вам покажут специальные участки, площадь. Сейчас каждый возьмёт номер участка и схему будущей постройки и найдёт свой участок.

Расскажи, Эмиль, про свой чертёж. (Рассказ ребёнка).

Приступаем к работе. Делайте постройки крепкие, устойчивые.

Самостоятельная работа детей по схеме.

3. Итоговый этап.

В.: Вот закончили мы постройку. Когда стоит много домов, как мы это назовём? (Улица). А если эта улица очень длинная? (Проспект).

Как назовёте этот проспект? (Проспект Мира, Детский).

Как будете переходить улицу? (По пешеходному переходу). Есть у вас знак такой, ставьте, где должен стоять знак. На что смотреть, когда переходите улицу? (На светофор). Где светофор поставим?

Что за этот знак? ( «Осторожно, дети!»).

Возле какого здания поставим такой знак? (Возле школы, детского сада).

А чтобы всегда было красиво на улице, возле дома, что надо делать? (Сажать цветы, не сорить во дворе).

Рефлексия.

В.: Ребята, вы так сегодня старались, трудились все на славу. Спасибо вам за ваш труд. Вы так порадовали людей, жильцов своей работой. Всегда есть маленькая тропиночка, которая ведёт вас в дом. Если вам сегодня понравилась такая работа, положите зелёную плитку, если вам что-то не удалось, что-то не получилось, положите красную плитку.

Скоро заселятся жильцы в эти дома. Будет новоселье, праздник. Давайте сделаем праздничный фейерверк. (Мыльные пузыри).

Рассмотрим особенности непосредственно-образовательной деятельности (НОД) по конструированию в старшей группе.

  1. Организационный этап. Мотивация (до 5 минут). Сюрприз, просмотр познавательной презентации, вводная беседа, загадки и стихотворения, проблемная ситуация помогут педагогу создать позитивный эмоциональный настрой, пробудить познавательный интерес, активизировать любознательность и творческое начало.
  2. Основной этап (20 минут). Включает пояснения педагога, самостоятельную работу, разнообразные игры.
  3. Итоговый этап (до 5 минут). Педагог благодарит детей за работу, проводит небольшую беседу с целью анализа результатов занятия, организовывает творческую выставку [3].

Приблизительная длительность занятия для старшей группы — 30 минут.

Приведем примерный конспект непосредственно-образовательной деятельности (НОД) на тему «Сказочный город» в старшей группе.

Цель: учить детей творчески применять ранее приобретенные конструктивные навыки, закреплять умение детей строить разные дома, учить конструировать по чертежу.

Задачи: учить детей планировать свою деятельность; учить детей соотносить нарисованные детали с настоящими; развивать умение строить по чертежу; закреплять знания детей о деталях конструктора и их свойствах; продолжать совершенствовать навыки работы с мелким конструктором; развивать чувство формы и композиции; воспитывать умение работать не мешая другу-другу, уметь договариваться. самостоятельно подбирать нужный строительный материал; воспитывать самостоятельность, инициативность.

Словарная работа: обогащение словаря детей: «архитектор», «схема», «чертеж», «арка»; активизация (слева, справа, вверху, внизу, рядом, около, под, над).

Материалы и оборудование: демонстрационный – иллюстрации, фотографии; раздаточный – детали маленького деревянного конструктора; для игровой деятельности детей – автомобильная дорога, игрушечные машинки, деревья, маленькие игрушки.

Предварительная работа: во время прогулок рассматривание домов в ближайшем окружении; рассказ воспитателя и рассматривание фотографий в альбоме «Наш город»; чтение художественных произведений рассматривание иллюстраций; игры детей с конструктором (ЛЕГО, маленький деревянный).

Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный (вопросы, беседа).

1. Организационный этап.

Игра «Все детали угадаем»

Воспитатель сообщает тему конструирования. Вспоминают, что дети видели на улицах города, какие здания, дома. Вспоминают из каких деталей конструктора собирали дома в группе.

- Дети, скажите, а из каких частей состоит дом? Дети называют части дома.

- Молодцы, а теперь давайте вспомним названия деталей конструктора. Воспитатель показывает детям детали (кубики, бруски, кирпичики, пластины, арки, (ответы детей).

- Ребята, и с этим заданием вы справились, все детали назвали правильно.

2. Основной этап.

Какие красивые и разные дома.

- Ребята, а как вы думаете, кто создает проект дома? Правильно – архитекторы.

- Давайте, ребята, попробуем назвать, детали конструктора, которые изображены на данном рисунке.

Дети рассматривают, называют детали конструктора, которые изображены на рисунке. Воспитатель задает уточняющие вопросы:

- Какие детали можно использовать для стен, крыши, ступенек?

Педагог предлагает совместно подумать и решить, какой именно дом они будут строить. Можно сконструировать дома по любому чертежу, или по своему замыслу.

Затем несколько детей рассказывают о будущей постройке.

Педагог предлагает подойти к столам и приступить к постройке дома. Для украшения предлагает использовать детали конструктора ЛЕГО.

3. Итоговый этап. По окончании работы педагог предлагает детям рассмотреть постройки друг друга. педагог предлагает рассказать о том, кто, что строил.

- Ребята, давайте рассмотрим дома, которые у вас получились. Удалось ли вам построить то, что вы запланировали? Понравилось ли вам строить дома? (Ответы детей).

- Дети, дома у вас получились разные, прочные и красивые. Работали вы дружно, помогали друг другу. А теперь вы можете поиграть.

Таким образом, конструирование, как вид в непосредственно-образовательной деятельности являются мощнейшим стимулом развития внимания и памяти дошкольников, фантазии и воображения, логического и абстрактного мышления, творческой активности и дружелюбия. Обеспечивая условия для полноценной и разнообразной конструктивной деятельности, педагог стремится воспитывать не послушного исполнителя, а творца, помогая детям раскрыть свои аналитические способности и художественные таланты, почувствовать себя художниками и дизайнерами, развить ручные навыки и умения. Конструирование, как вид в непосредственно-образовательной деятельности (НОД) в каждой возрастной группе имеет свои особенности.

Список литературы

  1. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества / А.Н. Давидчук
  2. Детское конструирование как средство развития творческого потенциала дошкольника / А.Н. Давидчук
  3. Дятлова Н. В. Развитие конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Молодой ученый. – 2016. – №14. – С. 536-537.
  4. Заенчик, В. М. Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация: Учебник для студ. высш. учеб. Заведений [Текст] / В. М. Заенчик, A. A. Карачев, B. E. Шмелев. M.: Издательский центр «Академия», 2014. -256 с.
  5. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. [Текст] / Л.В. Куцакова – М.: Сфера, 2011. – 71с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 27. 10. 2014 N 1351 (ред. от 25. 03. 2015)
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год