Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Способы объединения детей в труде
Труд
Автор: Басникова Оксана Витальевна   
14.08.2018 22:02

Способы объединения детей в трудеСпособы объединения детей в труде

В детских садах используются три способа объединения детей в труде:

1. Труд рядом

Во второй младшей группе воспитатель нередко дает индивидуальные, поручения одновременно нескольким детям. Выполняя задание, малыши трудятся рядом, в работе каждый независим. Это дает возможность ребенку действовать в индивидуальном темпе, что особенно важно на этапе овладения навыком. В процессе работы он получает представление о последовательности ее выполнения, о требованиях, предъявляемых к результату. Воспитатель имеет возможность установить индивидуальный контакт с ребенком, учесть его возможности. Так, один ребенок нуждается в дополнительном показе, другой ― в постоянном контроле, третьему нужна помощь, а четвертому ― поддержка, чтобы он действовал увереннее [2, c. 174].

 

На этом этапе обучения детей конкретным умениям еще нецелесообразно объединять их в коллектив, предлагать общие задания: ребенку еще трудно согласовывать темп своей деятельности с темпом работы других детей, обращать внимание на действия сверстников.

При организации труда рядом создаются возможности для успешного решения задач формирования необходимых навыков, устойчивого внимания к делу, умения довести дело до конца. Эти задачи имеют первостепенное значение в воспитании детей 3―4 лет, поскольку в этом возрасте дети еще не имеют элементарных навыков труда, особенно в начале их пребывания в детском саду.

Утром во время сбора детей на прогулку или в ходе ее, а также после дневного сна во время игр воспитатель предлагает 2―4 детям протереть игрушки влажной тряпкой или вымыть их, полить клумбы и т.д. Он руководит работой каждого ребенка, показывает приемы выполнения работы, стремясь к тому, чтобы дети запоминали ее последовательность, оценивает старание детей, их стремление довести дело до конца, обращает внимание на качество работы.

В средней, старшей и подготовительной к школе группах, формируя у детей новые трудовые навыки, используют ту же форму объединения детей, что и в младшей группе, ― труд рядом [2, c. 174].

Руководя работой детей рядом, воспитатель не только показывает приемы работы, но и учит ребят проявлять внимание друг к другу, оказывать помощь товарищу.

Некоторым приемам труда целесообразно обучать детей на специально организуемых занятиях. Так, во второй младшей группе детям показывают приемы посадки крупных цветочных семян или лука. Такое занятие будет интересно и с точки зрения познавательной: дети узнают, что у лука есть корешки и вершки, что из семян вырастают растения, что растения надо поливать и т.д. (Объем знаний определен «Программой воспитания в детском саду».) Воспитатель стремится к тому, чтобы каждый ребенок имел возможность на занятии поупражняться в приемах, которые ему были показаны: либо он будет сажать крупные семена в ящик, либо сам посадит несколько луковиц на грядке и т.д. На занятиях в старшей группе можно показать детям приемы ремонта книги. Для этого каждому ребенку дают книгу, которая требует одинакового ремонта. Сначала показывают приемы более простые: как укрепить корешок книги, подклеить порванные страницы, уголки обложки и др. В подготовительной к школе группе детям показывают приемы более сложные, например как подклеить порванную обложку.

Обучая приемам ремонта книги, воспитатель объясняет детям, что бумагу, которую надо наклеить на обложку, подбирают под цвет обложки, что наклеивать ее надо так, чтобы не заклеить название книги или картинку на обложке.

2. Общий труд

По мере накопления опыта участия в труде и овладения детьми навыками, а также усвоение правил организации собственной трудовой деятельности, роста в формировании некоторых начал трудолюбия (т. е. по мере решения выдвигаемых ранее задач воспитания) педагог переходит к более сложным задачам. Важное значение имеет формирование у детей начал коллективизма, умения трудиться вместе, помогать друг другу, видеть затруднения товарищей и предлагать свои услуги, обращаться за помощью к сверстникам, радоваться их успехам, общим результатам груда. Эти задачи наиболее успешно решаются в коллективном труде детей. В детском саду используют два вида коллективного труда: труд общий и труд совместный.

В общем труде детей объединяют общее задание и обобщение результатов работы всех участников. Выполнение части общего дела дает возможность ребенку почувствовать себя членом коллектива, осознать полезность своего труда ( «Чего один не сделает ― сделаем вместе»),

убедиться в отношении коллектива к нему как члену детского общества ( «Мы все вместе работали», «Вместе работали ― много дел успели выполнить» и т.д.) [2, c. 175].

Особенности общего труда рассмотрим на примере. Детям, поручено убрать стеллаж с игрушками. Но для этого нужно вымыть резиновые и пластмассовые игрушки, протереть кукольную мебель, вытереть полки.

Значит, чтобы выполнить задание, нужно распределить работу между участниками, в процессе работы не отставать от других, всем вместе отвечать на результат. Для того чтобы каждый из детей смог закончить работу приблизительно в одно и то же время, необходимо равномерно распределить задание между ними. Эти особенности организации дают возможность включить детей в одно общее дело, формировать у них представление о коллективном характере труда непосредственно в собственной практике; эти задачи становятся главными для педагога.

Он разъясняет детям, что каждый из них становится членом одной работающей группы, что когда работают вместе, то всегда стараются помочь друг другу. Дети не только слушают разъяснения педагога, но и сами в собственной практике убеждаются, что общий итог работы зависит от того, насколько добросовестно выполнил каждый часть общего дела. Воспитателю важно здесь не допустить возникновения споров детей из-за того, кто лучше или хуже выполнил свое задание. Наоборот, он стремится разъяснить, что замечания друг другу нужно делать в корректной форме, лучше

посоветовать, как исправить ошибку, как ее предупредить. Все это способствует формированию положительных взаимоотношений.

В общем труде создаются благоприятные условия — для воспитания у детей ответственности не только за себя, но и за товарищей, умения

подчинять свои желания требованиям группы.

Приведенный выше пример уборки стеллажа (пли подобно ему ― уборка кукольной квартиры) ―возможный вариант объединения в труде нескольких детей с разделением обязанностей между ними.

Впервые общий труд может быть организован в средней группе во второй половине года. Он имеет место во всех видах труда, организуется как общее поручение, объединяющее содержанием работы от 3 до 5―6 участников.

Объединения детей для общей работы становятся регулярными в старших группах детского сада. Расширяющийся опыт работы в небольшом коллективе позволяет воспитателю формировать, детей первые навыки самоорганизации общей деятельности, умение самостоятельно разрешать возможные недоразумения, в процессе ее [2, c. 176].

Такие объединения включают обычно от 3 до 6 участников. Количество детей, которым дается общее поручение, зависит от многих обстоятельств: от объема порученного дела, от содержания труда, от уровня умений и т.д. Однако следует подчеркнуть, что большее количество детей для выполнения одного задания нецелесообразно, ибо им трудно будет договариваться и решать всякого рода вопросы, возникающие в ходе работы.

Чередуя задания, привлекая к труду последовательно всех детей группы, воспитатель достигает того, что каждый из детей систематически принимает участие в разных видах работ, упражняется в показанных приемах, тем самым приобретает устойчивые навыки. Дети сами начинают договариваться о распределении обязанностей, учатся уступать друг другу, убеждают товарищей в справедливости или несправедливости того или иного предложения, совета, совместно приходят к общему решению. Следует подчеркнуть еще одну особенность общего трудна: значимость каждого отдельного результата и связь его с другими выступает только после окончания самого процесса деятельности. И особенно важным становится объединение воспитателем всей произведенной работы в общий итог, где самым главным будет выделение коллективности в выполнении предложенного дела: «Как хорошо потрудились! Ми кто не отставал, все старались, дружно работали! А как весело было трудиться всем вместе! Как говорится в стихотворении В. Маяковского: «Чего одни не сделает ― сделаем вместе!» Умение воспитателя подчеркнуть пафос коллективного труда, создание атмосферы доброжелательности, взаимоуважения имеет большое значение дли формирования у детей стремления к коллективной работе.

3. Совместный труд детей

В подготовительной к школе группе, помимо общего труда, используют более сложную форму организации детей ― объединение их непосредственно в процессе трудовой деятельности. Особенность такого объединения детей в труде―наличие в нем ряда последовательных этапов. Например, когда дети моют кубики, то удобнее выполнять работу, если она распределена следующим образом: двое моют, трое вытирают, предварительно споласкивая в чистой воде, один складывает чистые кубики на стеллажи. Или: при поделке качелей для кукол одни дети заняты распиливанием брусков, другие ― сколачиванием деталей, третьи―сборкой, игрушек. Здесь каждый ребенок выполняет не все задание целиком, а какую-либо часть, многократно повторяет одни и те же действия и всякий раз передает результат своего труда следующему участнику, который продолжает работу дальше. При этом дети оказываются в зависимости друг от друга в самом процессе деятельности. Такое объединение детей в процессе работы назовем совместным трудом.

При такой организации труда возникает необходимость учета трудоемкости каждого отдельного задания, поскольку некоторые из них требуют большей или меньшей затраты сил. Так, стереть с полки пыль быстрее, чем переодеть кукол, распилить брусок дольше, чем зачистить его края шкуркой, вымыть растение сложнее и дольше, чем перенести его на подоконник. Чтобы приблизительно уравнять время работы каждого ребенка, следует наиболее сложное дело поручать 2―3 детям. Например, наилучшим распределением работы во время стирки кукольного белья можно считать такое, когда трое детей стирают, один полощет, я затем вместе вешают [2, c. 178].

Второй ребенок, который будет подклеивать корешок, вынужден ждать, пока не выполнит первый свое задание. Бездеятельность его не устраивает, и он начинает предъявлять претензии, торопит товарища.

Учитывая это, следует предусмотреть такое распределение работы, чтобы все дети одновременно могли включиться в труд, ибо детям дошкольного

возраста трудно ждать, оставаться без дела, когда другие работают. В подобных случаях воспитатель дополняет задание тем детям, которые будут

включаться в общее дело позже. Например, ребенку, расставляющему растения, можно вначале предложить протереть подоконники, и он будет

занят этим делом, пока его товарищи вымоют растения. Или: воспитатель заранее готовит необходимые детали для каждого из участников, с тем чтобы

дети могли вместе начать работу. Например, когда они приступают к изготовлению качелей, то уже имеют часть заготовленных деталей: часть

планок уже распилена (их надо теперь зачищать шкуркой), другая ― зачищена (их можно сколачивать), а остальные еще надо распиливать.

Теперь, имея материалы, дети все одновременно могут приступить к работе:

один распиливают планки, другие зачищают края и т. д. Закончив свое задание раньше других, первый участник не уходит от дела, а помогает

своим товарищам.

Учитывая сложности организации, следует распределять весь процесс труда на 3―4 этапа, каждый из которых заканчивается получением

некоторого результата, к которому могут быть предъявлены требования по его качеству.

Определяя содержание совместного труда детей, необходимо решать вопрос о целесообразности его разделения на ряд операций. Так, например,

при изготовлении игрушек из природного материала совместный труд неуместен, ибо в данном случае педагог учит детей проявлять творчество,

смекалку. Ребенку важно обдумать план действий, добиться выполнения замысла, а для этого надо самому изготовить игрушку от начала до конца. И

наоборот, посадку рассады удобнее производить совместно, так как это приводит к рационализации работы; одни дети размечают грядку, делают

лунки, другие переносят и раскладывают рассаду, третьи сажают ее в лунки.

Обратим внимание на последний пример, чтобы подчеркнуть еще одну особенность разделения труда: каждая из предложенных операций имеет

некоторую законченность. Так, к детям, которые будут размечать грядки и делать лунки, можно предъявить требования и к качеству, и к темпу

деятельности, а также проверить результаты их работы. То же самое относится и к детям, которые будут выполнять другие операции. Таким

образом, содержание дел для совместного труда детей должно не только допускать деление работы на операции, но и обеспечивать при этом

достаточно самостоятельное задание для каждого участника, соответствующие условия для достижения результата [2, c. 179]. __

Список литературы

  1. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика / Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Культура: Академический Проект, 2005. – 238 с. 4
  2. Воспитание дошкольника в труде / В. Г. Нечаева, Р. С. Буре. – Москва: Просвещение, 1983. – 207 с.
  3. Гуськова, Т. Можно ли воспитать ребенка самостоятельным / Т. Гуськова //Дошкольное воспитание. — 1988. — № 8. — С. 65-69. 11
  4. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс] / В. И. Даль. — Электрон. дан. — (528 Мб). – Москва: БИЗНЕССОФТ: ИДДК ГРУПП, 2004. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год