Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Роль семьи в период предшкольной подготовки
Скоро в школу
Автор: Юлия Костюк   
11.11.2014 15:48

Роль семьиРоль семьи в период предшкольной подготовки.

Костюк Юлия Владимировна учитель начальных классов МБОУ КШ «Барнаульский кадетский корпус».

 Роль семьи в обществе несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе.
В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители естественным образом оказывают влияние на своих детей: через механизмы подражания, идентификации и образцов родительского поведения.
Современные психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что высокая занятость семьи экономическими и бытовыми проблемами, педагогическая некомпетентность родителей вынуждает их перекладывать ответственность за воспитание и обучение детей на дошкольное учреждение.
В каждой семье существуют педагогические проблемы, которые не под силу родителям и детям решить самостоятельно.
Педагогам приходится иметь дело с взрослыми, находящимися на различных этапах адаптации к роли родителей ребенка готовящегося вступить на школьный порог. Поэтому важно знать, насколько готовы родители говорить о своей ситуации с другими взрослыми, каковы их ожидания, установки, готовы ли они вообще сотрудничать со специалистами учреждения.
В науке и практике существует описание различных моделей помощи семье, которые могут использовать педагог и психолог в работе с семьей. Педагоги, как правило прибегают к первой модели педагогической.
Она базируется на предположении о недостатке педагогической компетентности родителей, то есть здесь идет речь о дефиците у родителей знаний и умений, связанных с воспитанием детей. Эта модель носит профилактический характер. Она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социально-личностного воспитания детей.

Педагоги могут оказать помощь семье посредством разных форм, как традиционных, так и нетрадиционных. Работа педагога с родителями призвана вооружить их основами педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей в семье, обеспечить единство образовательных и воспитательных воздействий, предупредить родителей от наиболее распространенных ошибок, привлечь их к активному участию формирования положительного отношения ребёнка к школе.
Образование родителей оптимизирует родительскую позицию, повысит их активность, актуализирует полученные ими психолого-педагогические знания.
Главным условием осуществления педагогического сопровождения семьи и получения высокой результативности является совместная работа специалистов (воспитателей, психолога, логопеда, врача, социального педагога) и родителей, где каждый участник занимает активную, заинтересованную позицию. Процесс поэтапного педагогического сопровождения семьи поможет в создании условий успешной подготовки и дальнейшей адаптации детей к школе, а также в преодолении причин, тормозящих этот процесс.
Родители видят задачу предшкольной подготовки в обобщении и систематизации знаний, опыта, полученного на предыдущей ступени развития, который упорядочивается при обучении. Вследствие этого у детей появляются проблемы, связанные с неумением и нежеланием учиться. Эти трудности могут откликнуться эхом «школьных» неврозов, перерастающих в устойчивые черты личности.

Безусловно, одной из важных задач, стоящей перед системой дошкольного

воспитания, является подготовка детей к школе. Но это не должно становиться самоцелью всего периода дошкольного детства. В стенах детского сада из ребенка стремятся «вылепить» маленького школьника, тем самым сокращая его детство. На наш взгляд, все это лишено должных научных и практических оснований. Ребенка учат читать, писать, считать. Однако это еще не является свидетельством готовности к школьному обучению. Готовность определяется тем, в какую деятельность все эти умения включены. Следовательно, готовность к школьному обучению не определяется уровнем умений и навыков (чтение, письмо, счет), владея которыми, ребенок может не иметь соответствующих механизмов умственной деятельности. К сожалению, большинство родителей именно так и представляют готовность ребёнка к школе. Цель развивающего дошкольного обучения состоит не в формировании каких-либо конкретных элементов учебной деятельности, а в создании ее универсальных психологических предпосылок. Ни в коем случае это не означает отрицания нами значимости процесса учения в дошкольном возрасте, который протекает в рамках различных видов деятельности ребенка дошкольника в соответствии с его социокультурным, психологическим и физиологическим статусом. Тем не менее сегодня в этом процессе много недочетов, ведущих к формализации обучения в целом, снижающих его воспитывающий и развивающий эффект. Для российской системы образования чрезвычайно актуальны идеи, связанные с развитием личности. Навыки чтения, овладения иностранным языком сами по себе не могут быть целью развития. Целью является сама личность ребенка. В свете сказанного выше чрезвычайно актуальной представляется задача включения родителей в процесс предшкольного образования ребёнка.

Система педагогического образования родителей может включать в себя следующие этапы:
1. Диагностический этап, цель которого наладить контакт с родителями и выявить их психолого-педагогические потребности в воспитании и обучении дошкольников, а также определить группы родителей по информационным потребностям.
На этом этапе необходимо установить контакт с родителями. Для того чтобы заинтересовать и привлечь их к совместной работе, необходимо показать родителям необходимость такого сотрудничества, спрогнозировать результаты предстоящей работы. Родителям предлагаются анкеты и опросники, которые помогут педагогам выяснить какую именно информацию и в какой форме они желают и готовы получить.
2. Поисковый этап направлен на создание технологии педагогического образования родителей. На этом этапе важно определить тематику встреч и мероприятий с родителями, которые обязательно включают в себя выявленные проблемы в ходе диагностики.
На основе полученных результатов диагностики специалисты составляют технологию педагогического образования родителей, предполагающую различные формы работы (встречи, родительские собрания, журналы, семинары, встречи за круглым столом, педагогический практикум и пр.), которые выстраиваются по следующим позициям: активность родителей, их заинтересованность, опыт воспитания детей в конкретной семье, имеющиеся у родителей психолого-педагогические знания.
3. Коррекционный этап. На этом этапе проводится обсуждение и коррекция разработанной педагогической технологии совместно с воспитателями и администрацией дошкольного образовательного учреждения. Содержание педагогической технологии обсуждается и корректируется на педагогическом совете.
4. Информационный этап. Родителей информируют о возможностях участия в данной педагогической технологии. Среди родителей распространяется информация о реализации педагогической технологии повышения педагогической компетентности (культуры) родителей, раздаются приглашения на участие в родительских собраниях, лекциях, практических занятиях и пр.
5. Основной этап направлен на повышение компетентности родителей по проблемам развития и обучения детей, повышение ответственности родителей за процесс воспитания, развитие у них умений самостоятельно решать проблемные ситуации, связанные с воспитательно-образовательным процессом. На данном этапе реализовывается технология педагогического образования родителей. Проводятся занятия, родительские собрания, издаются и распространяются журналы для родителей.
6. Аналитический этап. Последний этап подразумевает повторную диагностику родителей и анализ результатов по окончании реализации педагогической технологии. Педагоги предлагают анкеты, которые помогут выяснить удовлетворены ли потребности родителей в полученной информации. Также можно провести заключительное занятие или круглый стол, для обобщения полученных знаний.
Результатами реализации технологий педагогического образования родителей могут стать: развитие родительской компетентности, умений воспитывать и развивать своего ребенка; улучшение отношений родителей с ребенком, их лучшем взаимопонимании; в осознании родителями значимости своей педагогической деятельности; в появлении родительской ответственности; в более оптимистическом взгляде родителей на возможности влияния семьи в формировании личности ребенка предшкольного возраста.
Для осуществления технологий педагогического образования родителей необходимо выбирать формы и методы работы с семьей, учитывая тот факт, что многие из родителей имеют некоторый педагогический опыт, знакомы с приемами воспитания и развития детей из литературы, но не часто используют полученные знания в практике семейного воспитания. Поэтому важно обеспечить активное участие родителей в программах, используя деловые игры, дискуссии, практические задания, тренинги, упражнения и пр. Педагогические технологии подготовки родителей должны предоставлять возможность выбрать те методы воспитания, которые наиболее подходят именно им.
Процесс поэтапного педагогического сопровождения семьи поможет в создании условий успешной подготовки и дальнейшей адаптации детей к школе, а также в преодолении причин, тормозящих это процесс.
Таким образом, педагогическое сопровождение семьи на этапе предшкольного образования ребенка обеспечивает единство действий сопровождающих и сопровождаемых, взаимопонимание специалистов и родителей, сделают научные и практические знания реальным инструментом в решении общих воспитательных проблем связанных с подготовкой детей к школьному обучению.
Литература:
1. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003
2. Сергиенко Т.Е. Взаимодействие педагогов и родителей в формировании здорового образа жизни дошкольников. Автореферат дисс… на соис. уч. ст. канд. пед. наук СПб., 2007
3. Шипицына Л.М., Хилько А.А., Галямова Ю.С., Демьянчук Р.В., Яковлева Н.Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под науч.ред.проф. Л.М. Шипицыной. – СПБ.: «Речь», 2005

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год