Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Доклад «Предметно - развивающая среда как средство психологической готовности детей к школе»
Скоро в школу
Автор: Елена Кривошеева   
05.10.2014 15:16

Доклад  «Предметно - развивающая среда как средство психологической готовности детей к школе»В настоящее время в системе дошкольного образования прослеживается тенденция снижения физического и психи­ческого здоровья дошкольников в силу откровенного форсирова­ния учебной деятельности, орга­низуемой вне соответствия с природой ребенка. Форсиро­ванная подготовка к школе часто вытесняет специфичес­кие формы деятельной жизни ребенка (от игры до разных ви­дов художественного творче­ства)
Учитывая это, при организации развивающей среды в подготовительной к школе группе мы ориентировались на то, что обучающее влияние не мо­жет осуществляться без реаль­ной деятельности самого ре­бенка. В старшем дошкольном возрасте таковой является игра. Именно в ней формиру­ются и перестраиваются пси­хические процессы, развивают­ся школьно-значимые функции, рождается новый вид дея­тельности — учебная, которая соответствует интересам ребенка и осуще­ствляется в условиях опреде­ленной предметно-развивающей среды, способной  оказывать позитив­ное влияние на развитие спо­собности ребенка к самообучению, вселяет в него уверен­ность в своих возможностях, позволяет проявить самостоя­тельность, утвердить себя,  как активного деятеля.
Организация развивающей среды в подготовительной к школе группе нами рассматривалась, прежде всего, в психологическом аспекте. При этом учитывалось то, что психологическая готов­ность к школе — сложное об­разование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, ин­теллектуальной сфер и сферы произвольности.
Нами выделены следующие аспекты психологи­ческой готовности к школе - интеллектуальная и социально-личностная. Оба аспекта необходимы, чтобы учебная де­ятельность ребенка была ус­пешной, также для успешной адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.
К интеллектуальной готовности мы относим развитие любознательности у дошкольников как основы познавательной активности будущего ученика. Так как познавательная активность является не только необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивает интерес к учебе, произвольность поведения и развитие других важных качеств личности ребенка для ее развития   в подготовительной к школе группе нами были оборудованы:
Центр  Науки, где дети могут самостоятельно проводить опыты, рассматривать и изучать свойства окружающего мира;
Центр Математики, деятельность в котором  развивает у каждого  ребенка начальные умения в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности;
Центр книги, где дети могут   самостоятельно использовать полученные знания и умения.
Еще одной составляющей интеллектуальной готовности является и развитие способностей детей как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач, как средств, помогающих им быть успешными в разных видах деятельности, в том числе и учебной.
Для предоставления возможности детям реализовать свои творческие замыслы, оборудованы  Центры Строительства и Моделирования, в которых находятся различные лего - конструкторы, мозаики, строительные материалы, пазлы;
Центр Конструирования с различного вида бумагой, картоном, открытками, альбомами, трафаретами и всем материалом для работы с бумагой;
Центр Развития речи, в котором размещены сюжетные картинки, различные иллюстрации, дидактические игры, книги;
Центр  Мелкой моторики с шишками, каштанами, морскими ракушками, пуговицами, камешками, различными шнуровками, мини-фланелеграфами с мелкими геометрическими и другими фигурами.
Следующей составляющей интеллектуальной готовности является развитие творческого воображения, как направления в интеллектуальном и личностном развитии ребенка. В группе функционирует единый Центр Искусства, в него входят: (музыкальная, театрализованная и художественно-творческая зоны).
Одним  из необходимых условий успешности учебной деятельности детей является их  социально-личностная готовность, к которой  относится  развитие коммуникативности, то есть умение общаться с взрослыми и сверстниками.
Поэтому нами в группе создан Игровой Центр, где большое внимание уделяется развитию современных  сюжетно-ролевых игр, таким как:  «Банк», «Корабль», «Бюро путешествий», «Журналистика» и др.  В таких играх у детей формируется необхо­димый для успешного обуче­ния в школе внутренний план действия, т.е. способность дей­ствовать в уме.
Также, в группе оформлен Центр Уединения, где ребенок может уединиться от остальных детей, почитать книгу или  рассмотреть альбом с фотографиями;
Деятельность каждого ребенка во всех Центрах осуществляется совместно с другими детьми при партнерских способах взаимодействия, которые направлены на обучение их средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты и взаимодействовать друг с другом.
Таким образом, свою работу по формированию развивающей среды группы мы строили так, чтобы она своим содержанием могла обеспечивать не только реализацию детской деятельности на том уровне, который актуален в данный момент, но и предоставляла потенциальную возможность для дальнейшего интеллектуального и социально-личностного  развития каждого ребенка. Именно такая развивающая среда позволяет сформировать необходимые предпосылки для начала систематического обу­чения в школе, обеспечить в дальнейшем гармонию физическо­го и психического развития личности ребенка.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год