Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект тематического досуга на тему: «Сказка в музыке» посредством синтеза искусств
Занятия по Музыке
Автор: Малютина Виктория Владимировна   
10.03.2015 09:10

Конспект тематического досуга на тему: «Сказка в музыке» посредством синтеза искусствКонспект тематического досуга на тему: «Сказка в музыке» посредством синтеза искусств

(по произведениям народных, авторских сказок и балетов П.И. Чайковского).

Задачи:

  1. Закреплять представления детей о музыкальных и литературных сказках;
  2. Слушать и узнавать отрывки балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского, вызывать интерес к балетной классической музыке;
  3. Развивать творческое мышление, воображение, эмоциональную память через цветовосприятие;
  4. Воспитывать нравственные качества: сочувствие, готовность прийти на помощь, чувство коллективизма.

Оборудование: Мультимедийная установка, магнитофон, аудиозапись музыки (балеты «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро»), мольберты, рисунки, «Волшебная палочка», звуковое сообщение от «волшебной палочки», веретено, цветные карточки моделей, танцевальные карточки – модели, кисти, краски, элементы костюмов.

Музыкальный ряд:

П. И. Чайковский. Увертюра из балета “Щелкунчик”;

П. И. Чайковский. Марш из балета “Щелкунчик”;

П. И. Чайковский. Вальс из балета “Спящая красавица”;

П. И. Чайковский. Тем Феи Сирени, Феи Карабосс, Феи Капельки, Феи Колосьев из балета “Спящая красавица”.

Предварительная работа:

  • досуги на тему «Сказка в музыке» по балетам «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» с использованием «Волшебной палочки»
  • просмотр балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского
  • прослушивание аудиокассеты сказки «Спящая красавица» П.И. Чайковского
  • чтение сказки Ш.Перро «Спящая красавица»
  • проведение викторины с детьми по русским народным сказкам
  • рисование иллюстраций по сказке «Спящая красавица» Ш.Перро

- оформление выставки рисунков детей для родителей.

Оформление зала: Зал разделен на 5 зон, которые отмечены символами:

  1. Поляна с пеньком, на котором лежит веретено;
  2. Канарейка (игрушка), стол с цветными модулями;
  3. Символ- капелька;
  4. Колосья в вазе;
  5. Мольберты, накрытые тканью.

Ход:

Дети входят в зал, встают врассыпную и раздается звон «Волшебной палочки».

Музыкальный руководитель: — Ребята, вы слышите? Что это за звуки раздаются?

Предполагаемые ответы детей: — Это наша «Волшебная палочка». Она нам что – то хочет сообщить.

(Музыкальный руководитель берет в руки «Волшебную палочку». Звучит голос «Волшебной палочки» в записи).

Волшебная палочка: — Дорогие ребята, я вновь рада с вами встретится. Сегодня я хочу предложить вам отправиться в новую сказку, где добро не побеждает зло, а просто делает его добрым.

Звучит музыка: Интродукция к балету «Спящая Красавица»

Музыкальный руководитель: — Вы узнали, что это за музыка?

Предполагаемые ответы детей: — Это тема Феи Карабос.

Музыкальный руководитель: — Из какой это сказки и кто является композитором этого произведения?

Предполагаемый ответ детей: «Спящая Красавица», П.И. Чайковский.

«Волшебная палочка»: Правильно. Я помогу попасть вам в эту сказку, но в пути вас будут ждать трудности. Преодолеть их вам помогут смелость, находчивость и воображение. Готовы?

Ответы детей: Да

«Волшебная палочка»: Представьте себе, что вы легкие белые облака. Вы летите, летите, летите!

Дети двигаются под музыку.

Музыкальный руководитель: Вот мы и в королевстве сказок.

1. «Веретено сказок».

(Звучит тема Феи Сирени.)

Воспитатель одевает элемент костюма, изображающего Фею Сирени

Музыкальный руководитель: А какая Фея сейчас с нами?

Ответы детей: Фея Сирени.

Фея Сирени (Воспитатель): Ребята, посмотрите, что это?

Ответ детей: Веретено.

Фея Сирени: Оно не простое, это «Веретено сказок». Давайте присядем на ковер, вы внимательно посмотрите и скажите, какие сказки вам знакомы. Вы готовы?

Ответ детей: Да

Просмотр презентации «Балеты П.И. Чайковского». После просмотра музыкальный руководитель предлагает детям рассказать, какие сказки они узнали.

Предполагаемые ответы детей: «Коршун и белая лебедь из балета Лебединое озеро», танец Синей птицы из балета «Спящая красавица», танец Коломбино из балета «Щелкунчик», сцена с Феей Карабос из балета «Спящая красавица», Красная шапочка из балета «Спящая красавица», Щелкунчик сражается с Мышильдой из балета «Щелкунчик», все Феи из балета «Спящая красавица», танец снежных хлопьев и Щелкунчик из балета «Щелкунчик», «Лебединое озеро».

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! А что объединяет все эти репродукции?

Предполагаемые ответы детей: К этим сказкам П.И. Чайковский написал балеты

Фея Сирени: Спасибо, веретено. (откладывает его в сторону, достает цветок и подает его одному из детей) Я дарю вам этот цветок – символ нежности (показывает). Возьмите его с собой.

Музыкальный руководитель: Спасибо тебе, Фея Сирени, а мы продолжаем наш путь. Впереди нас ждут новые задания.

Дети перемещаются в условное место Феи Канарейки.

2. «Моделирование сказки».

(Звучит тема Феи Канарейки)

Музыкальный руководитель: Музыка снова ведет нас дальше по сказочному пути.

Вы, конечно, ее узнали, это… (обращает внимание детей на птицу, сидящую на ветке).

Предполагаемые ответы детей: Это тема Феи Канарейки.

Музыкальный руководитель: … которая дарит нам радость (музыкальный руководитель показывает перышко). А радость бывает яркой, нежной, озорной и это можно услышать в музыке, которую Фея Канарейка предлагает нам послушать, узнать и подобрать к ней цвет.

Звучат фрагменты из балетов П.И. Чайковского

Дети узнают. Подбираю цветной модуль.

Исполняется «Марш» из балета П. Чайковского «Щелкунчик»

Музыкальный руководитель: Почему Вы выбрали такой цвет?

Предполагаемые ответы детей: Музыка яркая, праздничная, победная, поэтому красный цвет самый яркий и победный сюда подходит больше всего.

Музыкальный руководитель: Назовите сказочных героев – победителей.

Предполагаемые ответы детей: Щелкунчик, Иван — царевич, Никита- Кожемяка, принц Дизере…

Исполняется «Вальс» «Спящая Красавица»

Музыкальный руководитель: Почему Вы выбрали такой цвет?

Предполагаемые ответы детей: Музыка радостная и светлая, полётная и лёгкая, поэтому мы выбрали модуль такого цвета (розовый, желтый, голубой).

Музыкальный руководитель: Назовите персонажей из сказок, которые бы обладали такими качествами. (полетностью и легкостью).

Предполагаемые ответы детей: Золушка, Аврора, Дюймовочка, Фея Сирени…

Исполняется «Увертюра» «Щелкунчик»

Музыкальный руководитель: Почему Вы выбрали такой цвет?

Предполагаемые ответы детей: Музыка радостная, беззаботная, игривая, поэтому к ней походят модули такого цвета (желтый, зеленый..).

Музыкальный руководитель: А каких сказочных героев вы можете назвать?

Предполагаемые ответы детей: Колобок, Кот в сапогах, Мальчик с пальчик и т.д.

Музыкальный руководитель: Фее Канарейке очень понравилось, как вы справились с заданием. Этот символ Радости ее подарок и мы его возьмем с собой. Продолжаем наш путь.

Дети перемещаются в сторону Феи Капельки.

3. «Коллективное сочинение танца по схеме».

Музыкальный руководитель: Ребята, я слышу нежные звуки, что это?

Ответы детей: Тема Феи Капельки.

Музыкальный руководитель: Поспешим за этой музыкой!

Дети перемещаются к месту с изображением Феи Капельки.

Музыкальный руководитель: Фея Капелька очень любит танцевать. Вы хотите потанцевать с ней?

Предполагаемый ответ детей: Да

Музыкальный руководитель: А какая музыка у этой Феи?

Предполагаемые ответы детей: Музыка радостная и светлая, полётная, лёгкая, колючая, быстрая).

Детям предлагаются карточки с изображением различных танцевальных движений, дети рассматривают и выбирают более подходящие для данной музыки, выкладывают последовательность движений и исполняют творческий танец.

Музыкальный руководитель: Какие замечательные капельки у вас получились, и мне так захотелось услышать их в музыкальных звуках. Я предлагаю вам музыкальные инструменты, из которых вы можете выбрать наиболее подходящие для звуков капель.

(Дети выбирают музыкальные инструменты).

Музыкальный руководитель: Я смотрю, никто не выбрал барабан, бубен, ложки. Почему?

Предполагаемые ответы детей: Потому что у этих инструментов звук грубый, громкий, толстый.

Музыкальный руководитель: А дирижером я предлагаю быть…

Музыкальный руководитель предлагает роль дирижера, и дети импровизируют на музыкальных инструментах.

Музыкальный руководитель: Нежный звук ваших музыкальных инструментов так порадовал Фею Капельку, что она решила подарить нам колокольчик — Символ Добра.

Музыкальный руководитель берет колокольчик и передает детям.

4. «Отгадай сказку по вкусу».

(Звучит тема Феи Колосьев).

Воспитатель одевает элемент костюма, изображающего Фею Колосьев

Музыкальный руководитель: Мы отправляемся дальше по сказочному пути вместе с музыкой …Феи Колосьев.

Воспитатель: Я, Фея Цветущих колосьев – Фея Щедрости, приготовила для Вас очень интересное задание. Вы должны вспомнить сказки по вкусу.

(Дети пробуют кусочки хлеба)

Воспитатель: А теперь, вспомните сказки, в которых есть эпизоды, связанные с хлебом.

Предполагаемые ответы детей: «Колобок», «Колосок», «Маша и медведь», «Царевна – лягушка», «Красная Шапочка», «Гуси –лебеди», «Конек – горбунок».

(Дети пробуют кусочки яблока)

Воспитатель: А теперь, вспомните сказки, в которых есть эпизоды, связанные с яблоком.

Предполагаемые ответы детей: «Гуси- Лебеди», «Хаврошечка», «Иван-Царевич и серый волк»)

Воспитатель: Вы знаете много сказок! Это- колосок, Символ Щедрости я дарю вам за выполненное задание. Счастливого Вам пути!

5. Встреча с Феей Карабос.

Звучит тема Феи Карабос. Дети перемещаются в сторону замка Феи Карабос, где стоят мольберты, покрытые легкой, но достаточно плотной тканью, изображающей ее замок. Воспитатель перевоплощается в Фею Карабос. Злобно кружится возле детей, размахивая плащом. (Плащ двухсторонний: с одной стороны серебряный, с другой- желтый)

Музыкальный руководитель: Не сердись, Фея Карабос. Мы прошли долгий и трудный путь по сказочному пути, прежде чем встретить тебя и преподнести наши подарки.

Дети по очереди преподносят подарки.

Предполагаемые высказывания детей:

  1. — Прими, пожалуйста, от нас вот этот волшебный цветок. Он одарит тебя нежностью.
  2. — Это волшебное перо принесет тебе Радость.
  3. — А это колосья Щедрости
  4. — Со звоном колокольчика в твоем доме будет больше Добра.

(Тихо звучит музыка вальса)

Фея Карабос: — Я чувствую, как мое сердце теплеет, добреет, радуется. Я слышу волшебные звуки вальса, который приглашает нас танцевать.

Дети танцуют вальс из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского.

Фея Карабос незаметно меняет цвет плаща и снимает ткань с мольбертов, на которых прикреплены рисунки с изображением цветов.

Фея Карабос: Я благодарю вас за прекрасный танец. От такой нежной музыки даже в моем каменном замке расцвели цветы.

Музыкальный руководитель: Ребята, а как вы думаете, чего не хватает в этом красивом, но каменном саду?

Предполагаемые ответы детей: Света, тепла, добра, жизни, музыки, ласки.

Музыкальный руководитель: Фея Карабос, а не хотела бы ты, чтобы твои цветы были такими же прекрасными как звуки этого вальса?

Фея Карабос: Очень хочу, но не знаю, возможно ли это?

Музыкальный руководитель: — Возможно, ведь музыка совершает настоящие чудеса.

Дети рисуют под музыку «Вальса» П. Чайковского. Изображают кистью движение мелодии и ритм музыки. Фея Карабос рассматривает рисунки, благодарит детей.

(Звучит тема Феи Сирени.)

Музыкальный руководитель: Нам было очень хорошо в твоей сказке, но уже пора возвращаться.

Фея Карабос: До свидания! Счастливого пути.

«Волшебная палочка»: Закройте глаза! И представьте, что вы легкие белые облака. Вы летите, летите, летите! (Дети двигаются под музыку).

5. Подведение итогов.

Музыкальный руководитель: Мы вернулись в наш детский сад.

«Волшебная палочка»: Ребята, вы настоящие друзья! Помогли Фее Карабос стать добрей, красивей, нежнее! До новых встреч в сказке!

Музыкальный руководитель: Вам понравилось наше путешествие? Что больше всего вам запомнилось?

Предполагаемые ответы детей: Репродукции к сказкам, превращение Феи Карабос, игра на музыкальных инструментах, узнавать сказку на вкус, танцевать и.д.

Музыкальный руководитель: Какое у вас настроение после нашего путешествия?

Предполагаемые ответы детей: Радостное, доброе, веселое, хорошее и т.д

Музыкальный руководитель: Фея Карабос сделала вам подарок: диск, на котором записан балет «Золушка» С.С. Прокофьева.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год