Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка
Логопедия
Автор: Динара Фидратовна Киреева   
23.04.2014 22:01

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенкаИзвестный педагог В.А.Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», «Рука – это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг»,- писал Кант.
Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка.
Игры с пальчиками развивает не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию, речь. Влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Установлено, что уровень умственного развития находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что на сегодняшний день проблема умственного развития оставляет желать лучшего ( Например: число детей, имеющих речевые нарушения увеличилось: если в 50-х годах ХХ века было около 17% детей с речевыми нарушениями, то в начале 21 века их стало 68% ).
Таким образом, вопрос умственного развития детей имеет огромную социальную значимость. Исходя из вышеизложенного, приоритетом  в своей работе я определила тему «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка».
В начале работы перед собой поставила цель: познакомить детей с пальчиковой гимнастикой, научить играть в нее, развивая при этом умственные способности и вызывая эмоциональный отклик.
Реализация цели потребовала решения следующих задач:
1) Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы: произвольное внимание, память, речь детей;
2) Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.
Поставив перед собою цель и определив задачи, занялась поисками всевозможных пальчиковых игр. Работая над темой, мною был составлен план на основе изученной литературы.
Начать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев. Учитывая этот момент, я подготовила картотеку пальчиковых упражнений и игр. И мною были проведены упражнения с пальчиками: «Флажок», «Очки», «Зайчик», «Коза», пальчиковые игры: «Апельсин», «Замок», «Кораблик» и т другие.
Также при помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки, которые привлекают детей.
Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов. В свою работу я включила рисование с ватными палочками. Такой вид рисования позволяет детям не только развивать мелкую моторику рук, но и дает ощутить незабываемые положительные эмоции.
Я постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики. В группе была создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно. Сюда входит такие игры как:
1) «Разноцветные прищепки»;
2) Игры с пазлами, мозаиками;
3) «Застегни пуговку»;
4) «Выложи узор» (из пробок, камешков);
5) «Шнуровки»;
6) Постройки из счетных палочек.
Также приобрела различные трафареты, с которыми дети очень любят работать.
Развивающую среду нашей группы дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики. Популярен у детей «Театр пальчиков», «Театр рукавичек», «Театр теней». Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии. Куклы двигаются, поворачивают голову, кланяются, выразительно действуют «руками» - детскими пальцами.
Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук были занятия с использованием бумагу. Мы ее мяли, рвали и создали аппликацию «Весной». Такой вид деятельности имеет терапевтический характер, положительно влияет на нервную систему, успокаивает детей.
Применение крупе (гороху, рису, манке, гречке) мы нашли не только в мозаике, но в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику. Например: «Рисование на крупе», игра «Забавная картина» (дети выкладывают рисунки с помощью круп на пластилиновой основе).
Для родителей в приемной имеется необходимая информация по развитию мелкой моторики, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики. В течение года были подготовлены консультации «Почему необходимо проводить с детьми пальчиковые игры», «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка», папки-передвижки «Игры и задания для развития мелкой моторики», «Пальчиковые игры в шкатулочку». Был проведен мастер-класс  «Волшебные ручки», где показала родителям, как правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях, дала необходимые рекомендации по ее проведению. Также организовала  в конце года фотовыставку «Умелые пальчики».
Таким образом, в результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями положительно влияет на умственное развитие детей.
И в заключении хочу сказать, что я не буду останавливаться на достигнутых результатах, буду продолжать поиски новых приемов и методов, заботиться о здоровье детей.
Моя педагогическая концепция заключается в словах Конфуция: «Три пути к знанию: путь размышления – это путь самый благодарный, путь подражания – это путь самый легкий, путь опыта – это самый горький».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год