Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Логосказка, как форма проведения логопедических упражнений
Логопедия
Автор: Рахимкулова Альбина Финатовна.   
05.12.2013 14:36

Логосказка,  как форма проведения логопедических упражненийСоставила: Рахимкулова Альбина Финатовна,
учитель – логопед высшей квалификационной категории,
Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное
учреждение
«Детский сад комбинированного  вида №11»
городского округа город Салават Республики Башкортостан

Описание работы: Показана роль логосказки в работе с детьми дошкольного возраста имеющими нарушения в речи, дается рекомендации когда и как проводить логосказку.     Логосказки  могут применять в своей работе, как логопеды, так и воспитатели логопедических и общеобразовательных групп. Эти сказки могут представлять собой целое занятие или дидактическую игру.
Когда работаешь с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранялся надолго в памяти и использовался в новых условиях.


Результаты работы учителя-логопеда не всегда проявляются быстро. Однако, как показывает мой практический опыт, постепенно у детей появляется желание заниматься, потому что оказывается возможным выполнение разных видов упражнений, которые раньше были недоступны. Так проявляется динамика в звукопроизношении.
Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания детей с нарушениями речи, необходимо в течение занятий менять виды наглядной деятельности. Одним из видов инноваций в логопедической практике являются логосказки. Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе. Они занимают огромное место в системе коррекции речевых нарушений. Это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи в работе с детьми, имеющими  речевые нарушения.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, относится формирование у них всех компонентов речи (звукопроизношения, фонематического восприятия, связной речи).
Для сказок можно использовать общеизвестные сюжеты, можно придумывать самим. Можно в совместном творчестве с ребенком частично изменять и дополнять сюжет по ходу занятия, можно разыгрывать сказки - спектакли, где дети одновременно и участники, и зрители происходящего.
Логосказки  могут применять в своей работе, как логопеды, так и воспитатели логопедических и общеобразовательных групп. Эти сказки могут представлять собой целое занятие или дидактическую игру.
Детям дошкольного возраста с нарушениями речи и другими особенностями предстоит запомнить, понять информацию, усвоить навыки по объему в несколько раз больше, чем нормально развивающимся детям.
Вся работа построена с опорой на общие дидактические принципы:
- систематичности и последовательности;
- учета возрастных и индивидуальных особенностей;
- учета структуры дефекта.
А также учитываются:
- заинтересованность;
- положительно - эмоциональный настрой;
- уровень воображения, импровизации, внимания и памяти ребенка.
С учетом ФГТ логосказка может планироваться в разных образовательных областях:
- познание;
- коммуникация;
- художественная литература;
- социализация (игровая);
- здоровье;
- художественное творчество;
- музыка.
А также в следующих видах деятельности:
- творческой деятельности (театральной, музыкальной);
- коммуникативной деятельности (ребенок общается и с героями сказки, и
с другими детьми);
- познавательной деятельности (в игровой форме познает что - то новое).
Таким образом, использование логосказок позволяет добиться не только устойчивого внимания и интереса на протяжении всего занятия, но и способствует сохранению психофизического здоровья детей, формированию
положительного эмоционального состояния и снижению вероятного переутомления на логопедических занятиях.

 

Указания к проведению артикуляционной гимнастики:
1.    Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счёт вновь отобранных  с учителем – логопедом упражнений.
2.    Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3 – 5 минут несколько раз в день:
- в детском саду с учителем – логопедом во время фронтальных и индивидуальных занятий;
- в детском саду с воспитателем и самостоятельно;
- с родителями дома.
3.    Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.
4.    Выполняется артикуляционная гимнастика -  стоя или сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки.
5.    Возможно, и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счёт, под музыку, с хлопками и т. д.
6.    Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений.
7.    Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
8.    Нельзя принуждать детей заниматься, лучше предложить поиграть с язычком.
9.    Не ругайте детей за неудачи, но обязательно хвалите даже за незначительные успехи.

Сказка про девочку, которая как – то раз пошла в лес за грибами (экологическая сказка)
Жила – была девочка. фото 01
Как – то раз пошла она в лес, за грибами.
(Упражнение «Грибок»
•    улыбнуться
•    пощелкать  языком, будто едешь на лошадке
•    присосать широкий язык к нёбу) фото 02
Набрала она полную корзину грибов и собралась возвращаться домой. Вдруг пошёл дождь.
(Упражнение «Накажи непослушный язычок»
•    улыбнуться
•    пошлепать языком между губами - "пя-пя-пя-пя-пя"
•    покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения) фото 03,03а
Девочка спряталась под дерево. А на дереве сидел дятел.
(Упражнение «Дятел»
•    улыбнуться
•    открыть рот
•    кончик языка за верхними зубами: "дэ-дэ-дэ...") фото 04
Дождь прошёл. Она понаблюдала за дятлом и пошла по тропинке дальше. Увидела речку.
(Упражнение «Трубочка»
•    улыбнуться
•    приоткрыть рот
•    положить широкий язык на нижнюю губу) фото 05
На берегу речки сидела большая лягушка
(Упражнение «Лягушка»
•    улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы)  фото 06
Девочка никогда не видела настоящих лягушек. Она хотела посмотреть на неё поближе, но лягушка прыгнула в воду. Девочка посмотрела в воду, но лягушки там не увидела. В воде она увидела рыбок, которые помахали ей своими хвостиками.
(Упражнение «Часики»
•    улыбнуться, открыть рот
•    кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой)  фото 07, 08
Девочка помахала рукой рыбкам и пошла домой.  фото 09, 09а

Используемая литература:

1.     Анищенкова Е. С. "Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников" Издательство: АСТ
2.    Краузе Е."Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие" Издательство: Корона-Принт
3.    Костыгина В. "Бу-Бу-Бу. Артикуляционная гимнастика (2-4 года)"
Издательство: Карапуз Год издания: 2007
4.     Пожиленко Е. А. "Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей..."
Издательство: Каро Год издания: 2006

На фотографиях учитель логопед Рахимкулова Альбина Финатовна с воспитанницей Анжеликой Валь.
фото Никифорова Ольга Алексеевна, старший воспитатель МБДОУ №11 г. Салавата.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год