Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Фрагмент коррекционной непосредственно образовательной деятельности "Лес. Деревья"
Дефектология
Автор: Ирина Дудорова   
02.07.2014 04:37

Фрагмент коррекционной непосредственно образовательной деятельности Лес. ДеревьяФрагмент коррекционной непосредственно образовательной деятельности (НОД) по разделу программы «Развитие мелкой моторики и осязания» образовательной области «Познание» для детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 лет) с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Тема: «Лес. Деревья».
Составила и провела учитель-дефектолог I категории Дудорова Ирина Владимировна МУ ПСЦ «Надежда» г. Заречный Пензенская обл.
Продолжительность фрагмента НОД – 15 минут.
Цель: формирование у детей представлений о лесе, дереве и его частях, с помощью дидактических игр и упражнений на развитие общей,  мелкой моторики и осязания.
Задачи:
· коррекционно-образовательные: формировать у детей представление о составных частях дерева (ствол, ветви, листья); умение находить закономерность в чередовании элементов узора (по заданному образцу) и точно его воспроизвести; формировать умение образовывать притяжательные прилагательные; умение различать и употреблять в речи предлоги В, НА, ПОД;
· коррекционно-развивающие: вспомнить несколько характерных признаков осени; развивать целостное восприятие предмета; развивать умение узнавать дерево по его части (листу); развивать связную речь, мышление, память, мелкую моторику пальцев рук; развивать цветовое восприятие (различение и называние цветов – жёлтого, красного, зелёного); обогащать двигательный опыт детей (правильное выполнение движений в соответствии с образцом взрослого);
· коррекционно-воспитательные: воспитывать чувство любви и бережного отношения к растительному миру; чувство коллективизма и взаимопомощи.
Оборудование: магнитно-маркерная доска; магниты; плоскостное изображение берёзы (формат листа А4); мягкая игрушка ежа; разноцветные листья из бумаги  деревьев (берёзы, клёна, дуба); контурные изображения листьев берёзы, клёна, дуба; подносы (по числу детей); мягкая проволока, образцы нитей бус из 6-ти элементов (по числу детей) и коробочки с бусинами, различных по цвету и величине; схемы–образцы графического изображения ёлочки (для выкладывания из счётных палочек); счётные палочки (по 6 штук/чел.); разрезные картинки листьев разных деревьев (по числу детей); физкультурное оборудование (дорожка со следами, 2-е скакалки, 4-е гимнастические палки).
Ход НОД

Этап;  цели

Деятельность педагога

Деятельность детей

I

Организационный момент

Цель: создание рабочего настроя на образовательную деятельность.

Время: 2 минуты

Дефектолог привлекает внимание детей к себе.

– Ребята, посмотрите какие разноцветные листья лежат на ковре! И как они сюда попали?

– Дети, возьмите себе один лист, который вам понравился.

Упражнение «Такой листок, лети ко мне!»

Цель: развитие зрительного внимания и восприятия.

Дефектолог держит в руке контурное изображение листа берёзы; воспитатель – листа клёна. Показываю берёзовый лист и обращаюсь к детям:

– Такой листок, лети ко мне! (Те же слова говорит воспитатель).

Происходит деление детей на подгруппы.

– Саша, с какого дерева твой лист? (с берёзы)

Опрашиваю ещё 2-х человек, добиваясь полных ответов.

– Значит, он какой? (берёзовый)

Спрашиваю ещё 4-х человек, а затем хором проговариваем это притяжательное прилагательное. Предлагаю детям подгруппы найти дерево, с которого они опали. На магнитно-маркерной доске нарисовано дерево.

– Кто первый увидел берёзу?  (словесное одобрение дефек-тологом ребёнка).

– А где лежат опавшие листья? (на земле)

– Предлагаю расположить ваши листочки под деревом!

– Ребята, прислушайтесь,  кто это шуршит в листве?

Появление персонажа – ёжа (мягкая игрушка), который приглашает детей на прогулку в лес, в который ведёт узкая тропинка.

Дети заняты свободной игровой деятельностью.

Ответы детей об осени и её основных признаках: становится холоднее; желтеют, краснеют и опадают листья; начинается листопад и т.д.

Дети произвольно разбирают кленовые и берёзовые листья.

Дошкольники соотносят свой лист с образцом педагога.

Дети отвечают на вопросы дефектолога.

Дети хором проговаривают притяжательное прилагательное «берёзовый».

Дети прикрепляют свои листья с помощью магнитов под дерево (ковёр из листьев).

Ребята принимают приглашение  сказочного персонажа.

II

Основная часть

Цель: получение новых знаний, умений; раз-витие мелкой мотори-ки и осязания.

Время: 11 минут.

Ходьба «По узенькой тропинке» (ходьба по ограниченной плоскости между 2-х скакалок).

Цель: развитие координации движений при ходьбе по ограниченной плоскости; равновесия.

Дети проходят к столу, на котором стоят подносы с разрезными картинками.

Ёж:

– Ребята, я хочу показать вам свои рисунки листьев разных деревьев! (показывает на стол). Ой! Все мои рисунки разрезаны на части! Что же делать?

Д/и «Разрезные картинки» (из 4 – 6 элементов)

Цель: развитие целостного восприятия предмета и зрительно-моторной координации.

.Дефектолог предлагает выбрать любой поднос с разрезными картинками и собрать листья по образцу. Для детей, быстро собирающих целое из частей, подготовлены дополнительные задания.

Дети правильно выполняют упражнение в соответствии с образцом взрослого.

Дети встают вокруг стола.

Ребята предлагают свою помощь (собрать целое из частей).

Дети собирают разрезные картинки.

Ёж:

– Спасибо за помощь, ребята! Готовы отправиться дальше?

– Впереди следующее препятствие – ручеёк. Нам нужно его перепрыгнуть, не замочив ноги! Готовы?

Упражнение «Перепрыгни ручеёк» (4-е гимнастические палки, расстояние между которыми = 15 – 20 см).

Цель: развитие равновесия; скоординированных движений рук и ног во время отталкивания и при прыжках с продвижением  вперёд.

Дети подходят к столу, на котором стоят подносы с бусинами, различными по цвету (красные, жёлтые, зелёные) и величине (большие и маленькие) и лежат полоски-образцы.

Ёж:

– А кто это рассыпал бусы моей мамы ежихи? Вы поможете мне собрать их?

Д/у «Собери рассыпавшиеся бусы» (по заданному образцу; из 6-ти бусин).

Цель: развитие восприятия, логического мышления; умения находить закономер-ность в чередовании элемен-тов узора и точного его воспроизведения; различать и называть основные цвета.

Дефектолог предлагает выбрать любой образец собирания бус. Наблюдает за правильностью выполнения задания. Для детей, быстро выполнивших задание, подго-товлены дополнительные образцы.

Дети отвечают на вопрос.

Воспитанники выполняют упражнение, стараясь сохранить равновесие и скоординировать движения рук и ног при отталкивании и прыжке через гимнастические палки, лежащие на полу.

Ребята отвечают согласием.

Дети внимательно рассматривают образец, находят закономерность в чередовании элементов узора и собирают нитку бус, состоящую из 6-ти элементов по заданному образцу.

Ёж:

Как я рад, что у меня есть такие хорошие помощники! Спасибо вам! А чьи это следы я вижу? Хотите узнать, куда они приведут?

Упражнение «След в след» (ползание на четвереньках по следовой дорожке).

Цель: развитие общей мото-рики, скоординированных движений рук и ног при ползании по следовой дорожке.

Дефектолог следит за согласованностью движений рук и ног при ползании по дорожке со следами.

Следовая дорожка приводит детей к ленточному столу, на котором лежат схемы–образцы графического изображения ёлки и пеналы со счётными палочками.

Ёж:

– Друзья, следы привели нас на голую поляну! Нравится она вам? (ответы)

– Что же мы можем сделать, чтобы исправить это?

Дефектолог направляет детей к принятию ими решения о «посадке» ёлочек на поляне.

Д/у «Выложи ёлочку из счётных палочек» (по заданной схеме-образцу; приём наложения).

Цель: развитие зрительно-моторной координации при точном наложении счётных палочек на линии схемы-образца; мышления; восприятия (см. Приложение 3).

– Ребята, что есть у ёлки? Какие составные её части вы можете назвать? (ответы детей)

Дефектолог слушает детей и подводит воспитанников к правильным ответам (ствол, ветви, листья/иголки).

Ответы дошкольников.

Ребята выполняют упражнение, стараясь сохранять равновесие и координировать движения рук и ног при ползании по следовой дорожке.

 

 

 

 

 


Дети предлагают варианты решения этой проблемы и  свою помощь (выложить ёлочки с помощью счётных палочек).

Дети отвечают на вопросы дефектолога, опираясь на наглядность.

III

Итог

Цель: «возвращение» детей в детский сад; развитие связной речи; умения провести простейший анализ своей деятельности в процессе НОД.

Время: 2 минуты.

Ребята, нам пора в детский сад! Спасибо тебе, ёжик за прогулку!

Ёж:

– Пожалуйста! Чтобы не заблудиться, возвращайтесь той же дорогой, по которой сюда пришли! До свидания, ребята!

Дети прощаются со сказочным персонажем и «возвращаются» в детский сад (прохождение полосы препятствий в обратном порядке: следовая дорожка, «ручеёк», ходьба по узкой тропинке).

– Вот мы и вернулись в свою группу.

– Что вам понравилось во время «прогулки» по лесу? Какое задание для вас было трудным?

–Молодцы! Вот какая интересная «прогулка» в лес у нас с вами получилась! Мне было очень приятно видеть таких дружных и отзывчивых ребят!

Воспитанники последовательно выполняют упражнения в обратном порядке и без пауз.

Дошкольники отвечают на вопрос дефектолога, делятся своими впечатлениями.

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год