Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Нетрадиционная техника «мандала» как эффективное средство в коррекционно-педагогической деятельности с обучающимися ОВЗ.
Нарушение зрения у детей
Автор: Шкатова Наталья Юрьевна Челпанова Ирина Данииловна Пятак Юлия Викторовна   
21.05.2019 13:13

Нетрадиционная техника «мандала» как эффективное средство в коррекционно-педагогической деятельности с обучающимися ОВЗ.Нетрадиционная техника «мандала» как эффективное средство в коррекционно-педагогической деятельности с обучающимися ОВЗ.

На сегодняшний день в России, по данным Министерства здравоохранения, отмечается значительный рост детей, имеющих различные зрительные нарушения. Для всех детей данной категории характерна малая двигательная активность, ограниченные возможности практической микро- и макро ориентировки, отмечаются затруднения в словесных обозначениях пространственных отношений, в выделении объемных предметов, определении расстояния и удаленности предметов. Восприятие пространства и пространственных отношений носит диффузный, нерасчлененный характер. Частые ситуации неуспеха могут стать причиной заниженной самооценки у такого ребенка, снизить положительную мотивацию к учебной деятельности и могут явиться причиной формирования отрицательных качеств личности. Нарушение зрения (слепота, слабовидение) приводит к нарушению социальных отношений, ограничению поступающей извне информации и возникновению негативных социальных установок (избегание зрячих, иждивенческие настроения, неадекватное ситуативное поведение др.).

Поиск эффективных средств организации коррекционно-педагогической деятельности с обучающимися ОВЗ позволил актуализировать идею апробации в практике тифлопедагогов МКДОУ д/с №451 техники «мандала», предложенной Соловьевой Н.С. и Велесовой М.А.

 

В психологическом словаре, «мандала» трактуется как символическое круглое изображение, которое представляет собой как мир вне нас, который мы можем видеть (круг), так и невидимый мир (центр), который сокрыт внутри нас. По восточным верованиям «мандала» — это рисунок в круге, который обладает целительными свойствами и используется как инструмент для медитаций.

Секрет техники «мандал» заключается в том, что при раскрашивании или создании «мандал» человек физически расслабляется, дыхание становится более ровным и глубоким, раскрашивание замысловатых геометрических фигур имеет медитативный эффект.

Учитывая различное трактование термина «мандала» в психолого-педагогической и специальной литературе и направленность использования данной техники, в практике МКДОУ дс №451 данная техника подразумевает не только арт-терапевтический аспект, а неисчерпаемый материал для решения коррекционных и педагогических задач. В технике «мандала» усматриваем естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению воспитанников с ОВЗ.

Опыт практического применения техники «мандала» показал, что он так же имеет ценность и в рамках коррекционной и развивающей работы, поскольку дает возможность параллельно стабилизировать эмоциональное состояние дошкольника и решать проблемы, связанные со зрительными и речевыми дефектами.

Техника «мандала» представляет собой практически неограниченный спектр использования готовых «мандал» и создания новых для организации коррекционной работы с обучающимися ОВЗ.

Совокупность «мандал», отличающихся материалами и способами изготовления, направленных на решение коррекционных задач (включая психологические и развивающие задачи) представляет собой полифункциональное пособие «Мандалы». Под полифункциональностью подразумеваем различную направленность в применении корекционно-педагогической деятельности: коррекции зрительных нарушений, развитие речи, мелкой моторики, стабилизации эмоционального состояния, развития творческого потенциала у воспитанников с ОВЗ. Данное пособие изготовлено тифлопедагогами МКДОУ д/с № 451.

«Мандалы» представляют собой геометрический символ сложной структуры. В рамках полифункционального пособия «мандалы» могут состоять не только из одного круга, а также из нескольких соединенных кругов. «Мандалы» могут быть двумерными, изображенными на плоскости, а могут быть и объемными, рельефными. В пособие входит подборка различных материалов для самостоятельного изготовления «мандал»: от трафаретов до кинетического песка. Хранятся готовые «мандалы» и материалы для их создания в прозрачных контейнерах и находятся в свободном доступе для детей.

Для изготовления «мандал» могут быть выбраны следующие материалы: нитки для вязания, фетр (в том числе – салфетки), пайетки, бусины, стеклярус, кристаллы из прозрачного цветного пластика, декоративные камешки, пуговицы, ленты, крупы, песок (в том числе радужный), макаронные изделия, бумага, карандаши, фломастеры, краски, фольга, пенопласт, детали мозаики, детали конструктора, бросовый материал, природный материал (шишки, камешки, ягоды, веточки, ракушки и т.д.)

Интересной находкой для создания «мандал» в технике «калейдоскоп» стало применяется специально изготовленного приспособления, состоящего из трех зеркал, соединенных под углом 90 градусов, и закрепленных на основе из фанеры.

Для работы по выкладыванию «мандал» из мелких деталей изготовлены основы, состоящие из круглой пенопластовой платформы, обтянутой по окружности тканевым чехлом для обеспечения безопасности воспитанников и предотвращения осыпания края.

При создании песочных «мандал» используется специальный безопасный песок (радужный, кварцевый, кинетический, чистый речной) и специально оборудованный песочный стол с подсветкой или прозрачный контейнер с бортиками высотой 5-10 см.

Полифункциональное пособие «Мандалы» может использоваться как на горизонтальных плоскостях (стол, ковровое напольное покрытие, потолок), так и на вертикальных поверхностях (рабочая доска, ковролиновая стена, корпусная мебель со специальными крепежами в виде крючков, липучек, мольберты (в том числе стеклянный прозрачный), стены групповой комнаты.

Используя данное пособие в коррекционно-педагогической деятельности, учитываем возрастные особенности воспитанников с ОВЗ:

1-2 года – рисование в пустом круге (в этом возрасте важны цвет и форма). Рисуем вместе безопасными пальчиковыми красками (три основных цвета: красный, желтый, синий).

3-5 лет – раскрашивание готовых «мандал» на выбор ребенка и рисование собственных. Набор карандашей (не менее 12 цветов), гуашь, цветная пастель, уголь, работа с цветным песком.

6-7 лет – раскрашивание готовых «мандал» на выбор ребенка и рисование или изготовление собственных.

Коррекционно-педагогическая деятельность с использованием данной техники предполагает соблюдение этапов:

  1. этап: Рассматривание «мандал».
  2. этап: Раскрашивание готовых «мандал».
  3. этап: Игры с «мандалами».
  4. этап: Создание собственных «мандал».
  5. этап: Организация совместной деятельности с родителями воспитанников (проекты, выставки, консультации).

Пособие «Мандалы» можно использовать во время НОД, в коррекционном часе, в режимных моментах, в режиме зрительной гимнастики, в свободной деятельности.

Таким образом, рисунок «мандалы» легко и играючи пробуждает подвижность глаз, в то время как воспитанники успокаиваются и концентрируются. Одновременно, круглые, гармоничные картины пробуждают активность правой половины мозга и побуждают глаза производить круговые движения. Движения глаз, которые проделывают воспитанники при рассматривании «мандалы», ускоряют передачу информации к нервным клеткам и поставляют ее в оптический центр мозга.

В настоящее время данная техника апробирована в ДОУ и используется с воспитанниками ОВЗ, имеющими зрительные нарушения, не только как средство для проведения элементов коррекционно-педагогической деятельности, но и предпринята попытка использовать технику «мандала» для более широкого спектра организации коррекционной деятельности в практике работы педагогов и специалистов ДОУ.

Список литературы.

  1. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: сб. науч. трудов / под редакцией А.Г. Литвак. — СПб.: Невское время, 2011. — 122 с.
  2. Григорьева, Л. П. Развитие восприятия у ребенка: пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе / Л. П. Григорьева, М. Э. Бернадская, И. В. Блинникова. – М.: Школа-Пресс, 2004. – 96 с.
  3. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет/ авт. -сост. Чевычелова Е.А. — Волгоград: Учитель, 2013. — 123 с.
  4. Коновалова, Н.Л. Адаптация гиперактивных детей дошкольного возраста к групповой работе при помощи арт-терапии /научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. — Часть 3 — М.: Международный центр науки и образования, 2012.
  5. Осипук Э. Диагностические мандалы, используемые в консультативной практике (индивидуальный и групповой варианты / Э. Осипук // Школьный психолог. — 2007. — № 4. — С. 20-28.
  6. Понятовская-Замышляева Д. Медитативные игры с мандалой// Школьный психолог. – 2007. — № 4. – С. 29-31.
  7. Соловьева Н.С., Велисова М.А. Использование многофунционального пособия «Мандалы» в организации коррекционной работы с дошкольниками // Журнал Педагог. — 2019.
  8. Цимме В. 100% зрение. Очки, прощайте! / В. Цимме. пер. с нем. – М.: Мой мир ГмбХ&Ко КГ, 2006. – 128 с.
  9. Цайриь А. «Мандала» альбомы. 1-я ч. для малышей, 2-я ч. от 8 лет. –Равенсбург, 2004.
  10. Юнг К.Г. О символизме мандалы / К.Г. Юнг. — М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2002. – 95-182. с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год