Игровое пособие «Радужная мозаика» |
Нарушение зрения у детей | |||
Автор: Абрамова Татьяна Леонидовна | |||
18.10.2015 10:19 | |||
Игровое пособие «Радужная мозаика» Одним из приоритетных направлений коррекционно—развивающей работы в группе для детей с нарушениями зрения является развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, ориентировки в пространстве. Дети с косоглазием и амблиопией испытывают значительные трудности при восприятии объектов. Восприятие характеризуется замедленностью, фрагментарностью, носит неточный характер, поэтому практический опыт детей с нарушением зрения значительно беднее, чем у их сверстников с нормальным зрением. Из вышесказанного следует, что для детей дошкольного возраста необходимо организовывать и проводить индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию социально бытовой ориентировки, развитию зрительного восприятия. Как правило, дошкольники активны, любознательны, проявляют интерес к окружающему, а данный возрастной период является сензитивным к обучению.
У детей с косоглазием и амблиопией за счет ограниченных зрительных возможностей затруднена ориентировка в пространстве. Недостаточность зрительно-двигательной ориентации обуславливает наличие ошибок при определении правой и левой сторон, обозначении пространственного расположения в микроплоскости, овладении пространственными терминами. Работая над проблемой – коррекции нарушения зрения, считаю, что одним из эффективных средств развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, развития мелкой моторики может стать игровое пособие «Радужная мозаика». В нем использовано игровое поле, состоящее из нескольких частей, соединенных между собой молнией, пуговицами, шнуровкой, кнопками. Формирование мелкой моторики приобретает у детей дошкольного возраста одно из главных значений в общем комплексе коррекционных мероприятий. В игровом пособие ярко выражена наглядность, в виде полосок одинаковой величины разных цветов спектра, больших и маленьких кармашков разных цветов спектра, набора бабочек разных цветов, изображения предметов разной величины и разного цвета. Я начала использовать в своей работе по коррекции зрения это дидактическое пособие, которое впоследствии усовершенствовалось, добавлялись элементы, разрабатывались упражнения, которые делают игру интересной, эмоционально — окрашенной, развивают цветовосприятие, совершенствуют мелкую моторику рук и развитие зрительно- двигательной координации и конечно исключают монотонность и скуку. Общие цели и задачи к игровому пособию: - Формирование и развитие цветовосприятия - Развитие умения сравнивать предметы по величине - Совершенствование мелкой моторики рук и развитие зрительно- двигательной координации. - Формирование и развитие ориентировки в микропространстве - Формирование и развитие социально-бытовой ориентировки - Формирование навыка составления самостоятельных рассказов повествовательного, описательного и творческого характера. - Активизация ряда психических процессов: восприятия, памяти, воображения. - Формирование умения сотрудничать друг с другом (работать парами) и с взрослыми Данное игровое пособие состоит из нескольких частей.
Основные функции игрового пособия «Радужная мозаика». Игровое пособие «Радужная мозаика» является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью. Воспитатель заботится об усложнении игры, придумывает различные упражнения, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес можно вместе с ними придумать более сложные правила. Развитие связной речи: - учить строить фразы, последовательно излагать мысли, правильно по смыслу употреблять слова - учить детей строить высказывания, состоящие из предложений (Пошел цыпленок … Там он встретил… Они стали…) – учить детей связно, последовательно рассказывать небольшие сказки, рассказы по предложенным на игре персонажам с помощью воспитателя - составлять по персонажам небольшие рассказы сначала по вопросам воспитателя, затем самостоятельно. Можно включать в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, разнообразить действие персонажей, соблюдать временную последовательность событий. –коллективное составление рассказа при непосредственной роли воспитателя –развивать у детей желание самостоятельно создавать рассказы, сказки, обращать внимание на использование в сочинениях детей средств художественной выразительности, Развитие умения сравнивать предметы по величине: - развитие умения сравнивать предметы по величине, используя слова больше, меньше, одинаковые - развивать у детей умение видеть качественные характеристики предмета, используя указания — «Найди большую…, маленькую..», «Найди одинаковые предметы по величине…», «Что больше? Что меньше?» и т.д. - упражнять в сравнение двух предметов, развивать наблюдательность в определении величины разных предметов - зрительно сравнивать величину предметов путем наложения, приложения Формирование и развитие ориентировки в микропространстве: - учить определять положение предметов по отношению друг к другу: справа-слев,, вверху-внизу. - брать предметы рукой и располагать их в микроплоскости по указанию педагога - познакомить детей с пространственными обозначениями сторон в микроплоскости. Учить использовать эти обозначения в речи - учить ориентироваться в микропространстве: выделять правую (левую) сторону, середину, верхний правый (левый) угол, нижний левый (правый) угол и т.д. - учить характеризовать словом положение того или иного предмета по отношению к другому - определять и словесно обозначать пространственное расположение предметов в микропространстве - учить детей определять местоположение предметов на микроплоскости с использованием указаний: «Что слева?», «Что справа?», «Что впереди?», «Что сзади?» и т.п. – учить располагать предметы на плоскости: посередине, слева, справа, друг за другом, рядом, около, под, над, перед, между, левее, правее. Формирование и развитие социально-бытовой ориентировки: - находить предметы определенного цвета, величины
- формировать умение узнавать и называть цвет реальных предметов - учить делать обобщения, совершенствовать умения группировать предметы по признакам Развитие зрительного восприятия: - развивать цветовосприятия, различать и называть основные цвета спектра (красный, желтый, зеленый, синий и т. д.)
- находить предметы определенного цвета, величины - группировать предметы по признаку (цвету), например «Подбери все зеленые предметы» – учить отличать основные оттенки цвета, насыщенность, контрастность цветов, светлоту. - правильно использовать эталоны цвета при описании, классификации групп предметов Развитие и осязания мелкой моторики: - формирование представлений о строении и возможностях рук, знакомство с расположением, названием и изучением пальцев: обучение различным действиям рукой и отдельными пальцами при выполнении различных микродинамических актов и крупных движений руки. Данное пособие предназначено для работы тифлопедагогов, психологов, логопедов и воспитателей, для индивидуальной и подгрупповой работы. Пособие используется в работе с детьми разных возрастных групп, используется с разными зрительными и речевыми патологиями. Эта игра активно используется в нашем учреждении при работе на индивидуальных занятиях с детьми, для формировании сенсорных эталонов: цвет, форма, величина, зрительного внимания, зрительной памяти, развитие мелкой моторики, развитие цветовосприятия, развития пространственной ориентировки в микропространстве. Игра вызывает живой интерес у детей, дети с увлечением выполняют игровые упражнения. Игровое пособие «Радужная мозаика» выступает как средство всестороннего воспитания личности ребёнка. Умственное воспитание. Игровое пособие развивает сенсорные способности детей. Ознакомление дошкольников с цветом, величиной предмета позволило создать систему упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на развитие зрительного восприятия. Содержание игрового пособия «Радужная мозаика» формирует у детей правильное отношение к предметам окружающего мира. С помощью игрового пособия развивается речь детей: пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. В процессе игры развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. В упражнение "Угадай, что задумали" необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами "да" или "нет". Нравственное воспитание. У дошкольников формируется нравственное представление о бережном отношении к окружающим предметам, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. Эстетическое воспитание. Дидактическое пособие соответствует гигиеническим и эстетическим требованиям: оно представлено перед нами в ярких красках, привлекает внимание, вызывает желание играть с ним. Физическое воспитание. Игровое пособие создаёт положительный эмоциональный подъём, требует определённого напряжения нервной системы. В данном пособие развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, а это сказывается на умственном развитии, на подготовке руки Список используемой литературы:
|