Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Сохраним здоровье детям…
Здоровье
Автор: Егорова Людмила Александровна, Анохина Татьяна Александровна, Локтева Наталья Юрьевна, Цепилова Ирина Александровна, Халитова Альбина Фаритовна   
10.12.2015 19:17

Сохраним здоровье детям…

Сохранить здоровье ребенка – главная задача, стоящая перед всем коллективом детского сада. Опыт показывает, что только совместная работа всего педагогического коллектива по оздоровлению и укреплению здоровья детей может дать необходимый эффект. К тому же одной из первых задач, на который направлен ФГОС ДО является задача по охране и укреплению физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Таким образом, особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, требующая внедрения здоровьесберегающих технологий во все образовательные области.

 

Как же рассматриваются в психолого-педагогической, методической, физкультурной и музыкальной литературе понятие –здоровье сберегающие технологии?

Выделяют три группы здоровьесберегающих технологий:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.
  2. Технологии обучения здоровому образу жизни: коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж.
  3. Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

Классификация здоровьесберегающих технологий:

1 группа – медико-профилактические

  • организация мониторинга здоровья дошкольников, контроль питания
  • организация профилактических мероприятий в детском саду;
  • организация контроля требований СанПиНов;
  • организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

2 группа – физкультурно-оздоровительные технологии

  • развитие физических качеств
  • закаливание,
  • дыхательная гимнастика,
  • массаж и самомассаж,
  • профилактика заболеваний

3 группа – здоровьесберегающие образовательные технологии.

Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий — учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов.

4 группа — технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка- технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка. Основная задача этих технологий — обеспечение эмоционального комфорта ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.

5 группа — технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов и родителей — технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни и обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.

Всю работу педагогического коллектива нашего детского сада мы строим по принципам:

  • принцип научности — подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками;
  • принцип интегративности — решение оздоровительных задач в системе всего воспитательно-образовательного процесса;
  • принцип активности, сознательности — участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей;
  • принцип безопасности – не навреди

Таким образом, вся организация здоровьесберегающей среды сориентирована на достижение детьми психологического, интеллектуального, физического комфорта

Система оздоровительной работы предполагает использование следующих здоровьесберегающих технологий:

  • Дыхательная гимнастика.
  • Пальчиковые кинезиологические игры
  • Музыкально – ритмические движения
  • Ритмопластика
  • Кинезиологические, валеологические распевки
  • Коррекционные технологии
  • Артикуляционная гимнастика
  • Психогимнастика
  • Арттерапия
  • Вокалотерапия
  • Применение сухого бассейна
  • Песочная терапия
  • Сказка терапия
  • Су-Джок терапия
  • Релаксация
  • Динамические паузы
  • Гимнастика для глаз

Одним из важнейших средств развития и оздоровления детей является образовательная среда в ДОУ. И эта среда должна отвечать всем критериям комфорта.

Комфортная среда – это внутреннее пространство ДОУ, система её условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье детей.

В нашем ДОУ создана обстановка, обеспечивающая психологический, интеллектуальный и физический комфорт детей, способствующая соблюдению баланса активности и отдыха, коллективной и индивидуальной деятельности. Все помещения ДОУ выдержаны в спокойных, светлых тонах, в дизайне используются элементы различных техник (коллажи из плёнки, игровые макеты, модули и др.), что создаёт комфортное настроение, способствуя эмоциональному благополучию детей.

Следуя структуре построения среды, мы придерживаемся принципов мобильности среды, её соразмерности, стильности оформления, доброкачественности, соответствия возрастным особенностям детей.

Музыкально-развивающая микросреда ДОУ представляет собой мини-центры музыкального развития в каждой возрастной группе, где представлен разнообразный материал для приобщения детей к музыкальной и оздоровительной деятельности. Во всех возрастных группах нами используется полифункциональное игровое оборудование (открытые ширмы, объёмные модули); уголок ряженья, театр кукол и т.д. Это даёт возможность детям самим изменять пространственную среду (например, с помощью модулей…), заниматься деятельностью с позиций своих детских интересов (включить музыку, уединятся, организовывать театральную деятельность и т.д.), а взрослым — возможность создания для детей сюрпризной игровой обстановки. По нашим рекомендациям, воспитатели чётко следят за дозированностью звучания музыки в группе. Весь музыкальный материал, электронные презентации тщательно подбирается нами в соответствии с возрастом детей, их музыкальными предпочтениями. Воспитатель отслеживает активность детей в среде. По итогам года делаются выводы, происходит пополнение среды.

В группах детского сада организованы специальные уголки и зоны, способствующие сохранению у детей ощущения эмоционального благополучия и психологического комфорта. Это уголки приветствия (стенд «Здравствуй, я пришел!», стенд «Мое настроение»), уголки достижений ( «Цветок успехов», «Звезда недели», «Копилка добрых дел»), уголок гнева ( «Коврик злости», «Коробочка гнева и раздражения», «Подушка-колотушка», «Мешочек для крика», «Ковер дружбы), уголок поздравлений, зоны воды и песка, зона уединения, уголок сенсорного развития.

Физкультурно-оздоровительная среда в группах детского сада включает в себя наличие нестандартного оборудования, оборудование для корригирующей гимнастики ( «Массажная дорожка», «Массажеры», «Массажные рукавички»), оборудование для закаливающих процедур, атрибуты к подвижным играм.

Практическое применение здоровьесберегающих технологий, по нашему мнению, возможно только при условии согласованности действий всего педагогического коллектива.

Педагоги оценили значимость этого нововведения и с успехом применяют технологии в своей деятельности. Совместно со специалистами нашего ДОУ разработан план взаимодействия специалистов по реализации совместных задач оздоровления детей. Разрабатывается единая линия в планировании образовательного процесса.

Разработан материал для папки воспитателя, отражающий содержание по созданию единой развивающей оздоровительной среды. На данный момент обновлено содержание моделирования с учётом здоровьесберегающих технологий, систематизирована подборка музыки для режимных моментов, для релаксации, для динамических пауз и комплексов утренней гимнастики; в организационные папки добавлены консультации для воспитателей по данной теме, которые помогают им лучше ориентироваться в оздоровительном процессе.

Вообще, в нашем ДОУ педагогический коллектив работает в творческом поисковом режиме по проблеме оздоровления детей, создает необходимые для этого условия, в комплексе проводит оздоровительные мероприятия, развивает свои профессиональные качества, широко использует здоровьесберегающие технологии в работе с детьми:

  • Сделана подборка кинезиологических пальчиковых игр для каждой возрастной группы
  • Систематизированы упражнения по дыхательной и ритмической гимнастике для каждой возрастной группы
  • Создана предметно-развивающая среда с учетом здоровьесберегающей модели
  • Подобран наглядный материал для воспитателей, родителей.
  • Разработаны консультации для педагогов и родителей.

Мы уверены, что ни одна, даже самая совершенная оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Самая любимая всеми форма взаимодействия с семьёй – это совместные праздники. Проведение таких мероприятий приносит много радости и удовлетворения и детям, и взрослым. «Общее сопереживание сближает, создаёт радостную атмосферу, возникают взаимоотношения, основанные на общих интересах» (Костина Э.П.). В нашем ДОУ стало традицией проведения совместно с родителями таких праздников, как «23 февраля», разнообразные конкурсы к «8 Марта», «Выпуск в школу», спортивные развлечения. Нами используются в работе с родителями такие методы, как:

  • Анкетирование

- Беседы на тему «Оздоровительная работа в ДОУ» на родительских собраниях

- Индивидуальные консультации

  • Организация обратной связи «Почтовый ящик»

- Наглядная информация в уголках родителей на данную тему

- Консультации

- Выставки книг (подборки педагогической и психологической литературы) об укреплении и сохранении психофизического здоровья ребёнка

- Показы открытых мероприятий с использованием здоровьесберегающих технологий.

Там, где действия педагогического коллектива совпадают с действиями семьи, эффект, как правило, наибольший.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса:

  • способствует укреплению и сохранению психофизического здоровья,
  • способствует формированию потребности в двигательной активности,
  • способствует обеспечению устойчивого интереса ребёнка к занятиям музыкой,
  • позволяет качественно решать задачи обеспечения комфорта детей,
  • формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей

     

  • Старший воспитатель – Халитова Альбина Фаритовна
  • Музыкальные руководители – Локтева Наталья Юрьевна,
  • Цепилова Ирина Александровна.
  • Инструктор по физической культуре – Егорова Людмила Александровна.
  • Педагог – психолог – Анохина Татьяна Александровна.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год