Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Важность осуществления индивидуального подхода к детям с ОВЗ при организации физкультурных занятий и подвижных игр.
Спорт, тренировки
Автор: Вагайцева Татьяна Николаевна   
10.04.2015 14:21

Важность осуществления индивидуального подхода к детям с ОВЗ при организации физкультурных занятий и подвижных игр.Важность осуществления индивидуального подхода к детям с ОВЗ при организации физкультурных занятий и подвижных игр.

(из личного опыта)

СОГБОУ для детей, нуждающихся в психоло-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования»

Подготовила: воспитатель высшей категории Вагайцева Т.Н.

Физическое воспитание, являясь педагогическим процессом, направленно не только на обучение разнообразным двигательным действиям, но и на развитие таких качеств, которые определяют физическую подготовленность ребенка на различных этапах его развития (в раннем возрасте, дошкольном детстве, школьном и т.д.).

 

Наблюдая за детьми дошкольного возраста в их свободной двигательной деятельности, мы обращаем внимание на их легкое и свободное манипулирование телом. Здоровье во многом зависит от гибкости и эластичности позвоночника, подвижности суставов, мышечного тонуса, вот поэтому необходимо сохранять и развивать природные физические задатки.

Известно, что систематические занятия физическими упражнениями в режиме дня способствуют улучшению функционального состояния центральной нервной системы, снижению напряжённости сердечнососудистой и дыхательной систем, двигательного аппарата и повышают уровень физической подготовленности детей.

Считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Физическое воспитание предусматривает множество средств, с помощью которых достигается гармоническое развитие детского организма. Важным является то, что в настоящее время созданы условия для разнообразия форм, содержания и методов работы с детьми.

В «Положении о дошкольном образовательном учреждении» отмечено право воспитателя на педагогическое творчество, на самостоятельный выбор и разработку собственных программ и методик.

В своей работе, по физическому воспитанию, с детьми с ОВЗ я стараюсь отойти от традиционного подхода в планировании, когда занятие идёт по установленным правилам (классическое физкультурное занятие), при отсутствии на занятиях радости, смеха, песен, веселья, шуток. На положительном эмоциональном фоне значительно увеличиваются резервные возможности организма, вовлекаются в работу разнообразные мышцы.

Ставя перед собой цель воспитать ребенка здоровым, жизнерадостным, творческим необходимо:

  • обратить внимание на свободную двигательную деятельность детей раннего дошкольного

возраста.

  • создать принципы постепенности, систематичности и самовыполнения, то есть без

постороннего физического давления.

При этом следует помнить правила:

  • помоги, но не навреди.
  • заинтересуй, но не настаивай.
  • каждый ребенок индивидуален.

Учитывая возрастные, анатомо-физиологические и психологические особенности физическое воспитание решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи:

Оздоровительные:

  • сохранять и развивать гибкость и эластичность позвоночника, и подвижность суставов.
  • укреплять способность мышц сокращаться, растягиваться и расслабляться.
  • способствовать выполнению упражнения легко, с равномерным дыханием.

Образовательные:

  • развивать творческую двигательную деятельность; чем больше дети самостоятельно

придумывают разные движения, фигуры, тем лучше и свободнее владеют своим телом.

  • формировать устойчивый интерес к занятиям физ. культуры.
  • развивать двигательные умения и навыки.

Воспитательные:

  • воспитание морально-волевых качеств (решительность, смелость, настойчивость,...)

Часто физкультурные занятия проходят в виде развлечений, занятий совместно с родителями, со сказочным сюжетом, в виде путешествия.

Для более эффективного проведения физкультурного занятия я применяю вспомогательные средства, которые позволяют создавать и корректировать настроение и поведение ребенка, его отношения к движениям.

Лучшими помощниками являются:

  • музыкальное сопровождение.
  • элементы ритмики.
  • атрибуты (флажки, шары, ленты, …).
  • подвижные игры.

Частая смена видов двигательной деятельности с разной физической нагрузкой сосредотачивает внимание детей, дисциплинирует, снимает напряжение и усталость.

Неотъемлемой частью каждого физкультурного занятия должны стать подвижные игры. Они являются великолепным и незаменимым средством физического воспитания, способствующим формированию у детей естественных видов движений (бега, ходьбы, прыжков, метания, лазанья …), повышению уровня двигательной активности, укреплению здоровья. С помощью подвижных игр воспитываются у детей такие качества, как смелость, решительность, настойчивость в преодолении препятствий, честность и взаимопомощь, выдержка и самостоятельность. Дети учатся дружно играть, подчиняться правилам игры, быть дисциплинированными, считаться с товарищами.

Большое значение имеет индивидуальный подход к детям в процессе всей их игровой деятельности. Важно выяснить отношение и интерес каждого ребенка к игре, их желание и умение выполнить то или иное действие. Особого внимания к себе требуют не только застенчивые и нерешительные дети, но и активные дети.

К.Д. Ушинский писал: «В играх, в которых принимают участие многие дети, завязываются первые ассоциации отношений. Дитя, привыкшие командовать или подчиняться в игре, нелегко отучается от этого направления и в действительной жизни».

В подвижных играх с правилами, проводимых по заранее намеченному плану, обычно принимают участие все дети группы. Но проявления их в игре далеко не одинаковы. Отдельные дети в играх прячутся за спины товарищей, проявляя тем самым чрезмерную осторожность, не желание или не умение, выбрав себе безопасное место. А другие наоборот, точно выполняют показанные движения, для них в игре самое главное одержать победу любым путем. От внимания воспитателя такие проявления детей не должны ускользнуть, пройти незаметно. Воспитатель должен поддержать нерешительных детей и поощрить смелых.

В подвижных играх выявляются такие стороны психики и поведения детей, как устойчивость внимания, степень выдержки, умение подчиняться определенным правилам.

Игра, которая включает в себя элементы соревнования на скорость, помогает заметить медлительных детей, а также тех, которые всегда хотят быть ведущими. Их непременно нужно приучать строго, подчиняться правилам игры и соблюдать очередность в ведущих ролях. Большое внимание к себе требуют дети с плохой координацией движений, а также несдержанные, чрезмерно подвижные. Осуществляя индивидуальный подход к детям в игре, воспитатель должен развивать в них и такие нравственные качества. Как скромность, доброжелательность, стремление принести пользу всем, в данном случае игровому коллективу.

Неумение же детей организовать игру, наполнить её интересным содержанием, её однообразие, является следствием недостаточного педагогического руководства игрой, а также отсутствием в жизни детей ярких впечатлений, которые могли бы оказать положительное влияние на их активную деятельность.

Индивидуальный подход к любой деятельности ребенка при условии знания педагога их общих возрастных и индивидуальных особенностей является эффективным средством воспитания.

Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, являясь относительно самостоятельными, на самом деле теснейшим образом взаимосвязаны, а поэтому, и решаться должны в обязательном единстве, в комплексе. Только в этом случае ребенок приобретает необходимую базу для дальнейшего всестороннего, не только физического, но и духовного развития.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год