Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развитие способностей детей средствами двигательно-игровой деятельности
Спорт, тренировки
Автор: Орлова Нонна Юрьевна   
24.06.2011 13:18

Развитие способностей детей средствами двигательно-игровой деятельностиГиподинамия проникает и дошкольное детство, поэтому создание оптимального двигательного режима очень важно. При этом нужно обеспечивать и качество двигательной активности, имея в виду качество не только движений, но и обучения и воспитания детей. Проблемы интеллектуального и коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста становятся факторами, тормозящими процесс становления качеств творческой личности. Процессы социализации и формирования креативных качеств личности детей становятся объектом внимания педагогов, но в современном образовательном процессе наблюдается нескоординированность работы по физическому и умственному воспитанию. Ухудшение здоровья воспитанников влечет нарушение интеллектуального развития, несформированность эмоционально-волевой и коммуникативной сферы детей. Поэтому деятельность, направленная на здоровьесбережение ребенка должна быть интегративной, использоваться в различных областях совместной деятельности с ребенком.
Движения, организуемые в организованной деятельности – незаменимое средство профилактики различных заболеваний. Особенно это относится к заболеваниям сердечно – сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, патологиям центральной и периферийной нервной системы.

Врач и педагог В.В. Гориневский в исследованиях пришел к выводу, что недостаток движений не только отрицательно складывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность.
Организуемые физкультурные занятия  направлены на создание условий здоровье сберегающей организации воспитательно-образовательного процесса:

  • •    Рациональная организация деятельности детей, с учетом требований СанПиНа,
  • •    Слаженность взаимодействия всех педагогов ДОУ и семей воспитанников.
  • •    Осуществление взаимодействия с детьми на основе личностно – ориентированной модели.
  • •    Особое построение занятий в период адаптаций детей к условиям ДОУ.
  • •    Организация досуговой деятельности, активного отдыха.

Развивающая среда включает наглядные материалы и пособия, которые соответствуют решаемым задачам, расширяют кругозор детей, развивают эстетические чувства и восприятие, вызывают желание ребенка двигаться.
     Двигательная деятельность может помочь и решить проблемы по раскрепощению ребенка, обучению чувствования, пробуждению эмоциональной отзывчивости, общению и познанию сопереживания.
Общие методические принципы:
I.    Планирование двигательно-игровой деятельности.
II.    Создание специальной для двигательно-игровой деятельности предметно – пространственной развивающей среды. Проектирование двигательно-игровой деятельности, осуществляется при соблюдении основных принципов построения предметно – пространственной среды:

  • •    обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;
  • •    организация «зон приватности»;
  • •    предоставление права и свободы выбора;
  • •    создание условий для моделирования, поиска, экспериментирования;
  • •    полифункциональность использования помещения и оборудования;
  • •    возрастная и полоролевая адресованность оборудования и материалов.

III.    Обеспечение взаимодействия со всеми специалистами ДОУ – в специально организованной деятельности, т.е. на занятиях, в игровой деятельности и в самостоятельной деятельности детей.
IV.    Проведение занятий в занимательной, интересной детям форме, по возможности основываясь на сюжетном построении.
V.    Расширение возможностей ребенка, работа в «зоне его ближайшего развития» (Л.С. Выготский), а не тактика доступности.
VI.    Осуществление индивидуального подхода к ребенку, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности.
     Подвижная игра может исполнять роль дидактической со всеми её особенностями. В этом случае её можно назвать подвижной игрой с дидактической направленностью. Благодаря ощущению радости движения ребёнок выполняет дидактическую задачу игры более эффективно без ущерба для здоровья, т.к. не ущемляется потребность дошкольника в природной подвижности.
В подвижной игре дидактической направленности достигаются две цели: физической развитие и решение познавательных задач. При этом сохраняется оздоровительное влияние и укрепление физического и психического здоровья. Кроме того, сохраняются межпредметные связи физической культуры с другими видами деятельности дошкольников. Подвижные игры дидактической направленности становятся эффективным средством закрепления знаний, умений, навыков в сенсорном воспитании, грамоте, математике, ознакомлении с окружающим и т.д. Такая игра становится стимулом повышения интереса к обучению у старших дошкольников, познанию нового у младших дошкольников, активизирует мыслительные процессы, предоставляет каждому ребёнку возможность личностного выражения.
Развитие способностей детей средствами двигательно-игровой деятельностиФизические упражнения и положительные эмоции, получаемые в ходе подвижных игр дидактической направленности, способствуют решению её дидактических задач, влияют на восприятие, память, способность быстро ориентироваться, сопоставлять и обобщать.
В процессе подвижных игр дидактической направленности создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков сотрудничества в коллективе, уступать и помогать друг другу. Подвижная игра дидактической направленности помогает ребёнку преодолеть робость, застенчивость, т.к. в игре своих товарищей выполняет различные движения, задания, упражнения. Необходимо отметить, что такие подвижные игры не всегда подходят для обучения. Чаще её можно использовать на физкультурных занятиях, в свободной деятельности, а также как часть других занятий (в том числе тех, на которых дети долго находятся в статичном положении) для закрепления и обобщения полученных умений и навыков. В целях обучения лучше использовать игры средней и малой подвижности, т.к. при большой подвижности многим детям трудно сконцентрироваться.
Важным аспектом подвижных игр дидактической направленности общение и взаимодействие детей в совместной деятельности. Младших дошкольников больше привлекает само действие, т.к. процессы возбуждения значительно преобладают у них над процессами торможения, непосредственная наглядность действует сильнее, чем слово и поэтому соединяли объяснение правил с показом действий. Правила игры старших дошкольников носят более обобщённый характер.
Основные принципы использования подвижных игр дидактической направленности:

  • •    активность и осознанность;
  • •    постепенность – от знакомых игр к незнакомым, постепенное усложнение программного содержания;
  • •    соответствие возрастным и физическим особенностям детей;
  • •    соответствие месту – место, время и условие поставленных дидактических задач.

Соблюдение баланса между занимательной, дидактической частью игры и динамической задачей - этот комплекс должен быть доступен и интересен ребёнку, для создания благоприятного эмоционального отношения, что в свою очередь стимулирует мыслительный процесс.
Положительный эффект от использования таких игр во время обучающих занятий состоит в том, что дети не утомляются, не раздражаются, соревновательный момент обеспечивает необходимую двигательную активность, благоприятное эмоциональное состояние.
При отборе игр  учитываются следующие требования:

  • •    игра должна развивать способности детей (быстроту реакции, пространственные, временные отношения и т.д.)
  • •    степень сложности должна соответствовать знаниям, умениям, навыкам нашей группы
  • •    постепенный переход от индивидуальных игр к играм с совместными действиями, разделив детей на подгруппы.


Подвижные игры с дидактической направленностью
"Кот в сапогах"
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, совершенствовать навык счета до 10, называть друга ласково. Воспитывать доброту, взаимовыручку.
Оборудование: сапоги (калоши), 3 кегли.
Для проведения эстафеты потребуются калоши большого размера.
Первый участник по сигналу должен быстро надеть их и добежать до финиша.
Чтобы усложнить эстафету, можно поставить на пути 3 кегли. Пробегая мимо них, каждый участник должен задержаться: у первой кегли Дидактическое игра "Сосчитай до 10", у второй кегли Д/и "Назови друга ласково" и совершить красивый поклон у последней кегли, затем возвращается и отдает сапоги следующему участнику. Команда - победительница может выразить свою радость громким и мелодичным мяуканьем.
"Поймай мяч"
Цель: упражнять детей бросать мяч снизу вверх целясь в руки; закрепить дни недели.
Оборудование: мяч
По считалке выбираем водящего. Дети стоят по кругу с мячом. Водящий за кругом. Играющие передают мяч друг другу в любом направлении, называя дни недели (Д/и "Назови день недели"), водящий за кругом должен поймать мяч. Поймав мяч, водящий встает в круг, и игра продолжается.
"Незнайка на воздушном шаре"
Цель: развивать в игре быстроту, выносливость, координацию движений; умение определять позицию звука в слове. Воспитывать чувство ответственности.
Оборудование: 2 ведра, 2 воздушных шара, 2 обруча, игрушки по количеству участников.
Корзина - обыкновенное ведро. В него положили балласт: мячи, кубики, машинки, куклы и т.д. Количество предметов равно количеству участников команды. Первый участник берет в руку воздушный шарик, в другую - ведро. Старт. С ведром и шариком игрок бежит к линии финиша, где лежит обруч. Добежав, игрок выкладывает в обруч один предмет из ведра, то есть облегчает корзину, называет предмет и первый звук (Д/и "Определи первый звук в слове". Вернувшись к команде, он отдает ведро и шарик следующему участнику. Тот проделывает то же самое. Последний участник должен снова собрать в ведро кубики при этом громко считает предметы и называет сколько всего. Д/и "Сосчитай сколько" и вернуть их команде.
 "Баба яга"
Цель: развивать ловкость, быстроту; умение быстро выкладывать по образцу. Воспитывать доброжелательные отношения друг другу.
Оборудование: 2 ведра, элементы игры "Танграм"
В качестве ступы - ведро. Участник встает одной ногой в ведро, другая остается на земле. Одной рукой он держит ведро за ручку. В таком положении нужно пройти до обруча взять геометрическую фигуру вернуться к команде и передать "ступу" следующему участнику, а геометрическую фигуру положить в обруч. По окончании игры команда должна выложить фигуру по образцу.
"Теремок"
Цель: закрепить цифры, умение строиться по порядку (числовому). Упражнять в беге; развивать ловкость, выносливость.
Оборудование: карточки с цифрами, нагрудный значок героя сказки "Теремок", 2 больших обруча.
Участвуют 6 человек - по числу персонажей. А роль Теремка выполнит обруч. Ребенок берет карточку с цифрой, затем выбирает нагрудный значок героя и строятся в звенья.
Эстафету начинает "мышка", по сигналу она двигается к финишу, где лежит обруч - теремок. Добежав, продевает обруч через себя, кладет его на место и бежит за следующим участником - "лягушкой". Теперь они бегут к теремку вдвоем, взявшись за руки, и вдвоем пролезают сквозь обруч. Затем  тоже с Зайкой, Лисичкой и волком. Важно: рук не разрывать! Когда их окажется 6 (это Медведь), пятеро надевают обруч и удерживают его на уровне пояса. "Медведь" берет обруч рукой и тянет вместе с участниками к старту.
"Меняется местами тот, кто…"
Цель: Развивать быстроту реакции, смекалку; умение задавать вопросы.
Оборудование: кубы на один меньше, чем участников.
Дети сидят на кубах по кругу, для водящего отведено место между кубами. Водящий говорит слова и те дети, кому относятся эти слова, меняются местами. Например: "Меняется местами тот, у кого белые носочки" и т. д. Водящий пытается занять одно из этих мест. Кому не хватило место, становится водящим.

 

Орлова Нонна

  • •    Рациональная организация деятельности детей, с учетом требований СанПиНа,
  • •    Слаженность взаимодействия всех педагогов ДОУ и семей воспитанников.
  • •    Осуществление взаимодействия с детьми на основе личностно – ориентированной модели.
  • •    Особое построение занятий в период адаптаций детей к условиям ДОУ.
  • •    Организация досуговой деятельности, активного отдыха.

Развивающая среда включает наглядные материалы и пособия, которые соответствуют решаемым задачам, расширяют кругозор детей, развивают эстетические чувства и восприятие, вызывают желание ребенка двигаться.
     Двигательная деятельность может помочь и решить проблемы по раскрепощению ребенка, обучению чувствования, пробуждению эмоциональной отзывчивости, общению и познанию сопереживания.
Общие методические принципы:
I.    Планирование двигательно-игровой деятельности.
II.    Создание специальной для двигательно-игровой деятельности предметно – пространственной развивающей среды. Проектирование двигательно-игровой деятельности, осуществляется при соблюдении основных принципов построения предметно – пространственной среды:

  • •    обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;
  • •    организация «зон приватности»;
  • •    предоставление права и свободы выбора;
  • •    создание условий для моделирования, поиска, экспериментирования;
  • •    полифункциональность использования помещения и оборудования;
  • •    возрастная и полоролевая адресованность оборудования и материалов.

III.    Обеспечение взаимодействия со всеми специалистами ДОУ – в специально организованной деятельности, т.е. на занятиях, в игровой деятельности и в самостоятельной деятельности детей.
IV.    Проведение занятий в занимательной, интересной детям форме, по возможности основываясь на сюжетном построении.
V.    Расширение возможностей ребенка, работа в «зоне его ближайшего развития» (Л.С. Выготский), а не тактика доступности.
VI.    Осуществление индивидуального подхода к ребенку, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности.
     Подвижная игра может исполнять роль дидактической со всеми её особенностями. В этом случае её можно назвать подвижной игрой с дидактической направленностью. Благодаря ощущению радости движения ребёнок выполняет дидактическую задачу игры более эффективно без ущерба для здоровья, т.к. не ущемляется потребность дошкольника в природной подвижности.
В подвижной игре дидактической направленности достигаются две цели: физической развитие и решение познавательных задач. При этом сохраняется оздоровительное влияние и укрепление физического и психического здоровья. Кроме того, сохраняются межпредметные связи физической культуры с другими видами деятельности дошкольников. Подвижные игры дидактической направленности становятся эффективным средством закрепления знаний, умений, навыков в сенсорном воспитании, грамоте, математике, ознакомлении с окружающим и т.д. Такая игра становится стимулом повышения интереса к обучению у старших дошкольников, познанию нового у младших дошкольников, активизирует мыслительные процессы, предоставляет каждому ребёнку возможность личностного выражения.
Физические упражнения и положительные эмоции, получаемые в ходе подвижных игр дидактической направленности, способствуют решению её дидактических задач, влияют на восприятие, память, способность быстро ориентироваться, сопоставлять и обобщать.
В процессе подвижных игр дидактической направленности создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков сотрудничества в коллективе, уступать и помогать друг другу. Подвижная игра дидактической направленности помогает ребёнку преодолеть робость, застенчивость, т.к. в игре своих товарищей выполняет различные движения, задания, упражнения. Необходимо отметить, что такие подвижные игры не всегда подходят для обучения. Чаще её можно использовать на физкультурных занятиях, в свободной деятельности, а также как часть других занятий (в том числе тех, на которых дети долго находятся в статичном положении) для закрепления и обобщения полученных умений и навыков. В целях обучения лучше использовать игры средней и малой подвижности, т.к. при большой подвижности многим детям трудно сконцентрироваться.
Важным аспектом подвижных игр дидактической направленности общение и взаимодействие детей в совместной деятельности. Младших дошкольников больше привлекает само действие, т.к. процессы возбуждения значительно преобладают у них над процессами торможения, непосредственная наглядность действует сильнее, чем слово и поэтому соединяли объяснение правил с показом действий. Правила игры старших дошкольников носят более обобщённый характер.
Основные принципы использования подвижных игр дидактической направленности:

  • •    активность и осознанность;
  • •    постепенность – от знакомых игр к незнакомым, постепенное усложнение программного содержания;
  • •    соответствие возрастным и физическим особенностям детей;
  • •    соответствие месту – место, время и условие поставленных дидактических задач.

Соблюдение баланса между занимательной, дидактической частью игры и динамической задачей - этот комплекс должен быть доступен и интересен ребёнку, для создания благоприятного эмоционального отношения, что в свою очередь стимулирует мыслительный процесс.
Положительный эффект от использования таких игр во время обучающих занятий состоит в том, что дети не утомляются, не раздражаются, соревновательный момент обеспечивает необходимую двигательную активность, благоприятное эмоциональное состояние.
При отборе игр  учитываются следующие требования:

  • •    игра должна развивать способности детей (быстроту реакции, пространственные, временные отношения и т.д.)
  • •    степень сложности должна соответствовать знаниям, умениям, навыкам нашей группы
  • •    постепенный переход от индивидуальных игр к играм с совместными действиями, разделив детей на подгруппы.


Подвижные игры с дидактической направленностью
"Кот в сапогах"
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, совершенствовать навык счета до 10, называть друга ласково. Воспитывать доброту, взаимовыручку.
Оборудование: сапоги (калоши), 3 кегли.
Для проведения эстафеты потребуются калоши большого размера.
Первый участник по сигналу должен быстро надеть их и добежать до финиша.
Чтобы усложнить эстафету, можно поставить на пути 3 кегли. Пробегая мимо них, каждый участник должен задержаться: у первой кегли Дидактическое игра "Сосчитай до 10", у второй кегли Д/и "Назови друга ласково" и совершить красивый поклон у последней кегли, затем возвращается и отдает сапоги следующему участнику. Команда - победительница может выразить свою радость громким и мелодичным мяуканьем.
"Поймай мяч"
Цель: упражнять детей бросать мяч снизу вверх целясь в руки; закрепить дни недели.
Оборудование: мяч
По считалке выбираем водящего. Дети стоят по кругу с мячом. Водящий за кругом. Играющие передают мяч друг другу в любом направлении, называя дни недели (Д/и "Назови день недели"), водящий за кругом должен поймать мяч. Поймав мяч, водящий встает в круг, и игра продолжается.
"Незнайка на воздушном шаре"
Цель: развивать в игре быстроту, выносливость, координацию движений; умение определять позицию звука в слове. Воспитывать чувство ответственности.
Оборудование: 2 ведра, 2 воздушных шара, 2 обруча, игрушки по количеству участников.
Корзина - обыкновенное ведро. В него положили балласт: мячи, кубики, машинки, куклы и т.д. Количество предметов равно количеству участников команды. Первый участник берет в руку воздушный шарик, в другую - ведро. Старт. С ведром и шариком игрок бежит к линии финиша, где лежит обруч. Добежав, игрок выкладывает в обруч один предмет из ведра, то есть облегчает корзину, называет предмет и первый звук (Д/и "Определи первый звук в слове". Вернувшись к команде, он отдает ведро и шарик следующему участнику. Тот проделывает то же самое. Последний участник должен снова собрать в ведро кубики при этом громко считает предметы и называет сколько всего. Д/и "Сосчитай сколько" и вернуть их команде.
 "Баба яга"
Цель: развивать ловкость, быстроту; умение быстро выкладывать по образцу. Воспитывать доброжелательные отношения друг другу.
Оборудование: 2 ведра, элементы игры "Танграм"
В качестве ступы - ведро. Участник встает одной ногой в ведро, другая остается на земле. Одной рукой он держит ведро за ручку. В таком положении нужно пройти до обруча взять геометрическую фигуру вернуться к команде и передать "ступу" следующему участнику, а геометрическую фигуру положить в обруч. По окончании игры команда должна выложить фигуру по образцу.
"Теремок"
Цель: закрепить цифры, умение строиться по порядку (числовому). Упражнять в беге; развивать ловкость, выносливость.
Оборудование: карточки с цифрами, нагрудный значок героя сказки "Теремок", 2 больших обруча.
Участвуют 6 человек - по числу персонажей. А роль Теремка выполнит обруч. Ребенок берет карточку с цифрой, затем выбирает нагрудный значок героя и строятся в звенья.
Эстафету начинает "мышка", по сигналу она двигается к финишу, где лежит обруч - теремок. Добежав, продевает обруч через себя, кладет его на место и бежит за следующим участником - "лягушкой". Теперь они бегут к теремку вдвоем, взявшись за руки, и вдвоем пролезают сквозь обруч. Затем  тоже с Зайкой, Лисичкой и волком. Важно: рук не разрывать! Когда их окажется 6 (это Медведь), пятеро надевают обруч и удерживают его на уровне пояса. "Медведь" берет обруч рукой и тянет вместе с участниками к старту.
"Меняется местами тот, кто…"
Цель: Развивать быстроту реакции, смекалку; умение задавать вопросы.
Оборудование: кубы на один меньше, чем участников.
Дети сидят на кубах по кругу, для водящего отведено место между кубами. Водящий говорит слова и те дети, кому относятся эти слова, меняются местами. Например: "Меняется местами тот, у кого белые носочки" и т. д. Водящий пытается занять одно из этих мест. Кому не хватило место, становится водящим.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год