Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Родительское собрание на тему "Психологическая готовность детей к обучению в школе"
Скоро в школу
Автор: Марина Павлович   
29.04.2014 14:42

Родительское собрание на тему "Психологическая готовность детей к обучению в школе"Психологическая готовность детей к обучению в школе
У родителей возникают часто вопросы: что в первую очередь развивать у будущего первоклассника? Как вы считаете, на что в первую очередь необходимо обращать внимание, готовя ребёнка к школе?
Некоторые считаю, что прежде всего надо развивать познавательную сферу (мышление, память, т.д.). Другие признают доминирование волевой сферы, обращая внимание на развитие у будущего первоклассника таких волевых качеств, как самостоятельность, организованность, инициативность и др. А зачастую многие взрослые стремятся дать ребёнку ту базу, которая, на их взгляд, может стать трамплином для успешного обучения в школе: учат их писать, читать, считать.
Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это, прежде всего мотивационная готовность, волевая готовность, интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации и эмоциональная готовность. И всё-таки необходимо системно и комплексно развивать все представленные в схеме психические сферы и их отдельных компонентов, то есть подбирать упражнения, задания, игры, способствующие развитию эмоций, внимания, памяти, воли и т.д.
Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание ПОЙТИ В ШКОЛУ и желание УЧИТЬСЯ существенно отличаются друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, потому что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Кроме того, всё новое привлекает детей, а в школе практически всё (и классы, и учительница, и систематические занятия) является для ребёнка новым.
На пороге школы у детей становится значимым мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи. При этом дети нуждаются в поддержке, одобрении и в нашей уверенности в их победе.
Во взаимодействие с ребёнком, естественно, исключайте авторитарность, угрозы типа: «Вот пойдёшь в школу - там тебе покажут!», «Только посмей мне двойки приносить!» Нужно прививать ребёнку уважительное отношение к учебному труду, подчёркивать его значимость для всех членов семьи. Непременно должна быть внесена оптимистическая нотка, показывающая уверенность родителей в том, что учёба пойдёт успешно, что первоклассник будет прилежно и самостоятельно выполнять все школьные требования.
Волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям: целеустремлённость, инициативность, самостоятельность, решительность, сосредоточенность на инструкции и др. – являются предпосылкой формирования дисциплинированности.
Если у ребёнка не развиты волевые качества, ему трудно усидеть на уроке, трудно не выкрикивать с места, выполнять домашние задания.
Для тренировки волевой готовности на занятиях мы часто использовали графические диктанты, в которых дети рисуют под диктовку или по заданному образцу. Также ребёнок подчёркивал или вычёркивал определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность.
Познавательная сфера включает в себя развитие процессов как восприятие, мышление, память, внимание, воображение.
Ощущение и восприятие. Чтобы ребёнок не столкнулся с проблемами в развитии этих процессов, необходим богатый опыт ощущений: глаза должны многое увидеть, уши – многое услышать, пальцы – многое трогать и т.д.
Для развития чувственности не нужны специальные пособия, тренажёры, на прогулке или дома вполне можно развивать способности ребёнка к восприятию запахов, звуков и т.д. И чем богаче окружающая среда, чем больше возможностей ощутить её появляется у ребёнка, тем богаче будет опыт, приобретённый им, тем успешнее станет его обучение.
Внимание. Память. Мышление. Для развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление, память и др., не обязательно покупать специальные учебные пособия. Всюду можно найти массу занимательных задач – по дороге в детский сад, в поездке, во время приготовления ужина и др.
Память – это способность человека запоминать то, что он видит, слышит, говорит, делает, хранит эту информацию и воспроизводит её в нужный момент. Дошкольный возраст – лучший период развития памяти. Как же помочь ребёнку улучшить память?
1. Одним из условий запоминания информации является понимание того, что необходимо усвоить. Для этого старайтесь выяснять, насколько понятен ребёнку материал.
2. Включайте в работу несколько видов памяти: образную, эмоциональную, двигательную, словесную. Это поможет ребёнку запомнить информацию, используя тот вид памяти, который «удобен» ребёнку.
3. Если материал носит положительную эмоциональную окраску, он лучше усваивается.
4. Заученный материал повторяйте с ребёнком время от времени, чтобы он не забывался. Однако помните, во всём нужна мера.
Развивать мышление – значит давать пищу для ума. Рассказывайте ребёнку больше об окружающем мире: о людях, о профессиях, о растениях, животных и др.
Так как мышление начинается с вопроса, не отмахивайтесь от ребёнка, а лучше вместе найти не него ответ в энциклопедиях.
Зрительно-моторная координация. Очень важен для школы уровень координации движений пальцев, кисти, всей руки, а также уровень зрительно-моторных координаций, умение правильно видеть (воспринимать) фигуры, расположенные на плоскости, соотносить собственные движения с требуемой траекторией движения, то есть с той формой и величиной фигуры, которые нужно скопировать (перерисовать). Обратите внимание на точность копирования - величину, соотношение штрихов, взаимное расположение, ровность линий. Если ребёнок путает верх и низ, правое и левое расположение штрихов, если линии «дрожат», если фигуры сильно увеличены или уменьшены, если нарушена координация, то необходимы специальные тренировочные занятия.
Развитию тонких двигательных координаций очень способствует рисование, штриховка, раскрашивание (но небольших) поверхностей, нанизывание бусинок, лепка, определение «вслепую» форм предметов - сначала самых простых. Потом можно и посложнее. В быту эти навыки хорошо развиваются при застёгивании и расстегивании пуговиц, молний, завязывании и развязывании узелков, шнурков и любых узлов.
Эмоциональная сфера. Эмоции и чувства – это переживание человеком своего отношения к людям, к поступкам и явлениям.
Готовя ребёнка к школе, мы ожидаем, что его отношение к школе окажется безусловно положительным. Однако практика показывает, что многие дошкольники испытывают лишь негативные эмоции по отношения к грядущему обучению в школе. Какая, по вашему мнению, этому причина?
Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо заботиться о эмоциональном состоянии ребёнка. Лучше научить малыша понимать собственные эмоции и чувства, выражать их словами и уметь принимать не только победы, но и поражения. Обратите внимание на то, как ваш ребёнок воспринимает проигрыш в любой игре: плачут, капризничают, злятся, обвиняют? Любую из этих реакций, скорее всего, привили ребёнку именно в семье. Постарайтесь почаще говорить ребёнку о своих переживаниях, покажите как вы справляетесь со своими трудностями.9

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год