Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Сенсомоторное развитие на занятиях по изобразительному творчеству
ИЗО детям
Автор: Елена Александровна Малых   
27.03.2014 17:06

Сенсомоторное развитие на занятиях по изобразительному творчествуОзнакомление с формой, величиной и другими пространственными характеристиками предметов невозможно без интеграции движений рук и глаз. Зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и корректирует его. Еще Микеланджело говорил: «Циркуль в глазах, не в руках, ибо руки работают, а глаз оценивает».

Движения руки при рисовании, лепке, аппликации связаны с мышечно-двигательными ощущениями, восприятием движения кинестетически и зрительно, т.е. ребенок видит, как движется рука, и ощущает это движение. В соответствии с образовавшимися у ребенка зрительными и кинестетическими представлениями производится нужное движение и по ходу выполнения оно корректируется.

Зрительный контроль за процессом изображения происходит на основе имеющегося у ребенка представления о предмете. Направляя взором действия рук при создании рисунка, ребенок все время сверяет получающееся изображение с представлением того, что должно получиться, и исправляет его. Поэтому необходимо, чтобы ребенок отчетливо представлял предмет.

Регуляция движения через двигательные ощущения возможна при сформированном представлении о движении. Это происходит на основе опыта движений. Ребенок начинает приобретать его уже в процессе обследования предмета, когда включается движение руки по его контуру и особенности поверхности отражаются на движении руки.

Включенные в обследование предмета движения руки организуют зрительное и кинестетическое восприятие детей, способствуют уточнению зрительных представлений о форме предмета и его конфигурации. На основе этого был построен второй цикл занятий, включающих:

аппликацию (четыре занятия);

лепку (одно занятие);

рисование (шесть занятий).

Каждое занятие разделено на три этапа работы.

На первом этапе обеспечивается перцептуальное развитие, что подразумевает накопление богатого чувственного опыта. Основная задача педагога – направить и сфокусировать внимание ребенка на сенсорные ощущения при обследовании предмета. Дети наблюдают за изменениями в природе, рассматривают деревья, находят отличия по их внешнему виду, а на прогулке обнимают дерево руками, прижимаются к стволу, вдыхая запах коры.

Важно связать сенсорный опыт ребенка с восприятием художественного образа, тогда дети будут с интересом рассматривать произведения художников.

На втором этапе работы активизируется сенсомоторное развитие, что включает обследующее действие предмета и последующее перенесение полученного опыта в изобразительную деятельность. Например, на одном из занятий дети обследуют веточку дерева. Обхватив тонкую ветку двумя руками, ребенок изучает ее, ведя рукой от самого ствола до ее окончания. Он ощущает, как движется его рука, в каком направлении, здесь же есть и зрительный контроль. Именно эти действия становятся основой изобразительной деятельности. Для формирования более отчетливого представления о дереве детям предлагают изобразить его движениями собственного тела. Представляя себя деревом, ребенок ощущает неподвижность ствола (туловища), гибкость и восприимчивость к ветру веток (рук). Здесь же используются упражнения на активизацию параллельных зрительному анализатору систем. С закрытыми глазами дети мысленно пытаются изобразить линии снизу вверх. Полученный сенсорный опыт они переносят в разные виды изобразительной деятельности, используя разные художественные материалы.

Например, на занятии аппликацией дети рассматривают абстрактный рисунок на ткани, находят линии, напоминающие ствол дерева, его ветви, вырезают и выкладывают задуманное изображение. Занятие аппликацией подразумевает бимануальное движение рук, тактильный контакт с тканями различной неоднородной структуры под контролем визуальной системы, что развивает у ребенка мышечную способность выполнять мелкие, четко дифференцированные движения. При этом также развивается бинокулярное (объемное) зрение, координируется работа сенсорных систем.

На занятиях лепкой дети учатся из множества одинаково скатанных элементов («колбасок») составлять дерево, представленное сначала в образе. Пластичный, мягкий материал (соленое тесто) позволяет изобразить изогнутость ветвей, подчеркнуть выразительность характерных признаков определенного дерева (березы, елки и др.).

Занятия рисованием, по решению педагога, начинаются в нетрадиционной форме. Детям предлагалось изобразить дерево разными частями тела на бумаге с помощью красок. «Протопать» его, оставляя следы ступней; «прохлопать», оставляя отпечатки ладошек, «проскользить» при помощи локтей; нарисовать пальцем, обмакивая его в краску.

В этом виде изобразительной деятельности используется основное положение: маленький ребенок – большой формат рисунка.

Стоя у мольберта или стены, дети на большом формате графически изображают рост дерева (снизу вверх), используя художественный материал – уголь или сангину. Основные факторы – это интеграция кинестетической и визуальной системы с моторной. Одна из задач на занятии по рисованию двумя руками с помощью кисти и гуаши подразумевает развитие периферического зрения, а также способность к манипуляции одновременно двумя руками под визуальным и вестибулярным контролем.

Такие занятия закрепляют умения графически изображать дерево и позволяют творчески варьировать полученные знания.

Овладев рисованием прямой, слегка прогнутой линии, ребенок стремится к видоизменению ее. Например, на занятии «Кудрявые деревья» дети пробуют «завить» линию и нарисовать «кудрявые» веточки. Сначала это задание выполняют с веревкой, затем на большом формате графическим материалом и, наконец, на маленьком формате, где доминирует движение кисти рук. Дети знакомятся с новым приемом изображения, работают в «технике энкаустика» (процарапывание изображения), которая требует мелких, четко дифференцированных движений.

На третьем этапе работы проводят совместный анализ выполненных работ (куклы, детей, педагога) и побуждают ребенка к улучшению изображения.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ НА ЗАНЯТИЯХ

 

Музыка является выразительным средством, исключительным по силе своего воздействия на человека. Для каждого занятия были тщательно отобраны музыкальные произведения.

Рекомендуемую для занятий музыку можно разделить на мотивационно-образную и фоновую.

Музыкальные произведения играют разную роль на занятиях и помогают решать различные задачи.

Мотивационно-образная музыка помогает ребенку точнее и богаче создавать художественный образ. Слушая музыкальное произведение, ребенок сталкивается с качественно другим культурным опытом – опытом взрослого человека (композитора, педагога). Через музыку транслируется мироощущение взрослого человека, находящегося на другом уровне развития по сравнению с ребенком. Музыка служит способом ненасильственной коммуникации, когда взрослый передает свой социально-культурный опыт ребенку косвенным путем, обогащая детское восприятие своими образами и давая простор для творческих ассоциаций самого ребенка.

Музыкальное приложение к программе сенсомоторного развития на занятиях по изобразительному творчеству представляет собой совокупность музыкальных развивающих упражнений, которые способствуют лучшему усвоению материала. Для музыкальных примеров характерна эмоциональная действенность, яркая образность, опора на широкий круг детского восприятия.

Для занятий предлагаются следующие типы упражнений:

1. Слушание музыки и создание образных характеристик.

2. Слушание музыки с элементами музыкального анализа.

3. Ритмические импровизации.

4. Музыкально-иллюстративное (фоновое) восприятие музыки.

 

Основные принципы использования музыки на занятиях:

1. Мотивация на создание образа. Используется в начале занятия для формирования у ребенка определенного образа и всестороннего его рассмотрения с помощью педагога.

2. Развитие и закрепление образа, обогащение его различными качественными и ситуативными дополнениями в процессе урока с применением других видов деятельности.

3. Фоновое звучание музыки при рисовании ритмичное – с совпадением музыкального ритма и ритма изображения, асимметричное, свободное, когда музыка и рисование в темпе не согласуются.

Прослушивание музыкальных произведений и музыкальные развивающие упражнения имеют цель развивать музыкальные способности и восприятие ребенка. Педагог развивает его естественную музыкальность, внимание, координацию, ритмичность, слух, чувство формы и цвета, навыки коммуникации.

Музыку для детей 3-4 лет выбирают в соответствии с их возрастными особенностями. Она должна звучать недолго и ненавязчиво. Предпочтительнее «живое» акустическое звучание посредством натуральных инструментов и натуральных голосов. Небольшой диапазон, негромкое звучание, «прозрачная» фактура, средние темпы и несложные мелодии – все это важно для максимального музыкально-звукового воздействия на ребенка.

«Волшебные деревья». На занятии может звучать натуральный «шум леса» – шелест листвы, щебет птиц, простукивания и шорохи. Эти звуки не являются музыкой, однако они способствуют активизации восприятия (нового вида деятельности для ребенка), образному акцентированию и выделению качественных признаков художественного образа, мотивации на образный строй всего занятия.

«Зимний пейзаж» («Веревочные деревья»). А. Вивальди. «Времена года». Часть 1. Музыка Вивальди – светлая, ясная, гармоничная. Это одно из наиболее популярных произведений композитора. Структура, гармония, оркестровка, оформление музыки дают представление о классически выстроенных музыкальных «текстах», целостных и законченных.

Небольшие «округлые» фразы восьмитактового классического периода создают звуковое впечатление определенности и четкой оформленности, необходимое для целостных восприятий при выполнении работы, в частности лоскутной аппликации.

Музыка должна звучать ненавязчиво, негромко. Исполнение ее в качестве звукового сопровождения может быть фрагментарным.

Рисунок «Деревья» Э. Григ. «Весной». Фортепианная пьеса Э. Грига используется при мотивации на мысленный образ при создании художественного образа вырастающего дерева. Высокий регистр, мелодия широкого дыхания, ощущение «зыбкого», «шуршащего» звучания – все это позволяет ребенку не только представить ощущения пробуждающейся природы, но и самому «сыграть» роль вырастающего дерева.

«Где у дерева глазки?» Ритмическое нанесение мазков на поверхность бумаги может сопровождаться ритмической музыкальной импровизацией. Прежде чем нанести краску на поверхность, можно предложить ребенку «простучать» ритм, в котором он будет работать, предварительно дав ему понять, что его работа и простукивание могут быть разными или одинаковыми по ритму. Ритмические фразы могут быть метрически оформленными или более свободными в ритмической организации. Темп нанесения мазков на поверхность бумаги ребенок выбирает сам. Не следует требовать от него обязательно быстрых и ритмических движений.

«Загадки для Клоуна» Д. Кабалевский. «Клоуны». Эта детская пьеса Д. Кабалевского отличается четким ритмом, несложной мелодией, выразительной «скульптурностью» образа. Под эту музыку дети с удовольствием двигаются, «играют в клоуна». Особенно важно, что в пьесе мажоро-минорные гармонии, вызывающие «светотеневые» ассоциации, эффект «мерцания». Это определяет образные взаимосвязи с различной интенсивностью цвета при закрашивании окружности пастелью.

«Рисование солнышка» Р. Паулс. «Выйди, солнышко». Песня в исполнении детского хора (или голоса) используется в качестве образно-развивающего средства на уроке. Секвентное построение мелодии, прозрачная фактура, ласковые «уговаривающие» интонации песни сочетаются с мягкой «закрученностью» мелодических линий.

«Мелодические импровизации» – одноголосные мелодии в среднем и высоких регистрах дают представление о постепенном мелодическом развертывании в свободном ритмическом оформлении.

«Зимний пейзаж» А. Крутицкий. «Зима». Негромкая маленькая пьеса А. Крутицкого – пример пейзажной музыки. Состояние затаенного оцепенения, неподвижности создает ощущение зимнего холода и глубокого сна природы.

 

Музыкальное произведение для фонового прослушивания

Пьесы для фонового исполнения подбирают с учетом специфики прослушивания. Музыка должна быть негромкой, небыстрой, без импульсивного движения, без резких мелодических и динамических скачков. Контрасты тембра, динамики, фактуры в музыке фонового прослушивания также изменены, так как они не способствуют концентрации внимания на определенной работе. Следует избегать тяжеловесной фактуры, плотного и громкого звучания, а также обилия звучащих инструментов. Не нужно злоупотреблять электронными звучаниями, имеющими фиксированную частоту.

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год