МКУ «Отдел образования город Стерлитамак» Республики Башкортостан Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №61» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан Методическая разработка
Автор-составитель: О. А Румшевич, старший воспитатель 2013г. Рецензент: Е.Р. Шнайдрук, заведующий МБДОУ « Детский сад № 61» В методическую разработку вошли перспективный план работы воспитателя по развитию эмоциональной выразительности посредством театрализованной деятельности детей младшей группы, пояснительная записка, методические рекомендации, а также ряд полезной информации для педагогов и родителей. Уважаемые педагоги, родители, специалисты дополнительного образования!
Скачать полный текст конспекта
Всем Вам известно, что с самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности. И в этом немаловажная роль принадлежит театрализованной деятельности. Она развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в себе. Для того чтобы превратить театральные занятия в увлекательный творческий процесс, необходимо органически сочетать эстетическое воспитание с развитием практических навыков работы с куклой, а также для яркости колорита положительных эмоций добавить несложные элементы в практическом выполнении работ нетрадиционной техники рисования. Исходя из вышеизложенного, необходимо учесть, что в душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку.(см. Приложение 4) В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки-чуда, ощущения беззаботного детства, этим и обусловлена актуальность выбранной нами темы. Все мы знаем, что театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов, звуков, получение ярких красок положительных эмоций, так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, изображением увиденного элементами рисования, движение под музыку. Поэтому, целью данной методической разработки является развитие эмоциональной выразительности детей через театрализованную деятельность, используя элементы нетрадиционной техники рисования. Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаются во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная игра на занятиях. Во время занятий воспитатель может включать театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводится персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровые приемы, используемые на занятии, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал; привлекают своей ненавязчивостью. Так, на занятие по математике в гости приходит Незнайка, который не умеет считать; на занятиях по ознакомлению с окружающим миром Капитошка с удовольствием постигает вместе с детьми секреты пользы воды для растений. Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей. Известно, что самостоятельная игра возникает под воздействием впечатлений, полученных из окружающей среды. Большое впечатление на детей оказывают праздники и развлечения. Яркие впечатления, бурные чувства и переживания толкают детей на воплощение в игре увиденного. Дети обыгрывают знакомые песни, сценки, игры. Яркие сюжеты, хороводы, хорошее оснащение развивающей среды по данному направлению способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры. Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что самостоятельная театрализованная деятельность может развиваться, если: детям отводит время и место для свободной самостоятельной театрализованной деятельности; создается окружающая среда, питающая яркими художественными образами и сюжетами детские игры; воспитатели являются образцами творческого поведения.
Свободная деятельность детей и взрослых. Это совместная деятельность на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры – рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией, использование трафаретов для создания сказочного персонажа, используя средства нетрадиционного рисования. Особенности педагогического руководства театрализованной игрой во второй младшей группе. Особенность игровой деятельности детей 3-4 лет состоит в том, что в ней выделяется роль и игровые действия, кото¬рые наполняются предметным содержанием. Игры - занятия по театрализованной деятельности проводится один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность каждого занятия 15-20 минут. Первые игры проводит сам воспита¬тель, вовлекая в них детей. Далее в занятиях используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог стано¬вится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в ее организации. Дети в этом возрасте любят, когда им читают сказки, представляют себе героев, их действия, способны понять взаимоотношения персонажей. Сидя за обыгрыванием эпизода сказки взрослым, они способны показать в настольном театре небольшой сюжет. Это могут быть знакомые потешки, песенки, прибаутки. Уже в этом возрасте дети получают элементарные сведения, которые помо¬гут разобраться в волшебном мире театра. Малыши узнают о том, что в театре есть сцена, в зрительном зале места для зрителей, которые должны вести себя по правилам. Вспомнить о том, что внимание детей в основ¬ном непроизвольно в этом возрасте, они могут сосредоточенно заниматься даже самым интересным делом не бо¬лее 15 минут, поэтому, следует правильно рассчитывать возможности детей в управлении собственной активностью. Желаем Вам успеха!
Занятие1.Знакомство. Цели: вызвать интерес к театрализованной деятельности; развивать эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждая их выражению своих чувств, к общению; учить вслушиваться в стихотворный текст и соотносить его смысл с выразительными движениями под музыку. Материал и оборудование: декорации осенней полянки (деревья, цветы, соломка); шапочка цветов для подвижной игры; театральная кукла Мышка; зерна в плошке; муляжи пирожков. Ход занятия Воспитатель приводит детей на середину комнаты – «осеннюю полянку»- и приглашает полюбоваться красками осени: вот желтые цветы, красные и зеленые листья, светлые стебли соломки. Звучит медленная музыка. Воспитатель надевает шапочки цветов на голову детям и предлагает «познакомиться» друг с другом в цветочном хороводе – разминке. Дети делают движения под пение взрослого. Разминка Осенью цветочки Во поле растут, (дети присели, подняли руки вверх, медленно поднимаются – «растут».) Желтые и белые Цветики цветут. Ветерок качает (дети качают поднятыми вверх руками) Тонкий стебелек, Головой кивает (кивает головой.) Нам с тобой цветок. Воспитатель. Цветики, поздоровайтесь друг с другом! Дети по очереди кивают головками и называют себя именем цветка («ромашка», «василек» и др.).затем игра повторяется, и дети говорят друг другу пожелания (желают здоровья, хорошей погоды, красивой осени). В гости к ребятам приходит Мышка – норушка (театральная кукла) и показывает детям норку, в которой она живет. Проводится инсценировка.(см. Приложение 2). Инсценировка «Мышка- норушка» Воспитатель (показывает инсценировку).
Мышка – норушка в норке жила, Песенки пела, пирожки пекла. Мышка – норушка гостей звала, Чаем угощала, приговаривала: Гости дорогие, вот пирожок, С творогом, с капустой, вот пирожок. Кушайте, гости, еще пирожок, С ягодой малинкой другой пирожок. Воспитатель побуждает детей выступить в роли гостей. Дети, участвуя в драматизации, выходят по одному вперед, здороваются с мышкой – норушкой, берут пирожок, называют свое имя. Затем дети выполняют движения в зависимости от содержания текста. Воспитатель (действует от имени куклы) Приходите, гости, ко мне во светлицу, ( дети стоят стайкой.) Вас угощу я отборной пшеницей. (мышка берет миску с зерном.) Подставляйте пошире ладошки, (подставляют ладошки.) Еще вам добавлю зерна понемножку. (мышка « сыплет» зерно.) А это семечки вкусные, жареные. ( мышка раздает детям семечки.) Грызите, но не сорите, пожалуйста. (дети делают вид, будто грызут семечки).
Мышка – норушка прощается с детьми и советует бережно относиться к запасам, хранит их в теплом амбаре. Воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им осенняя полянка, кого они повстречали, куда их пригласили, что они делала и в гостях. Занятие заканчивается первоначально звучащей музыкой, имитирующий спокойное состояние природы.
Занятие 2. Сказка на столе. Цели: способствовать развитию памяти, побуждать к высказыванию о понравившемся спектакле; учить выразительный интонации; дать пример элементарного кукловождения. Материал и оборудование: куклы и декорации к сказке « Теремок». Ход занятия Воспитатель приводит детей к декорациям настольного театра «Теремок» и предлагает вспомнить сказку. Для этого он по очереди берет куклы, участвовавшие в прошлом представлении. Воспитатель задает детям вопросы: кто были герои сказки, что они делали, кто им отвечал, как двигались куклы на столе. Воспитатель. Сначала кто увидал теремок? (мышка.) Как ее звали?(Мышка – норушка».) Как Мышка – норушка бежала? Как она стучала в дверь? Что она спрашивала? Как она узнала, что в теремке никого нет? (берет куклу Мышку и двигает ее.) Вот так Мышка – норушка бежала, вот так стучала (имитирует стук) и спрашивала: кто в теремочке живет? (обращается к детям.) Лена, как мышка спрашивала? (ребенок повторяет слова Мышки – норушки.) Постепенно воспитатель пересказывает вместе с детьми всю сказку.
Занятие 3. В гостях у сказки. Цели: дать представление об урожае зерна; познакомить со сказкой « Колосок»; дать оценку нравственным поступкам и поведению героев (петушок – любит трудиться, мышата – ленивые, непослушные); познакомить с кукольным театром (бибабо). Материал и оборудование: ширма; куклы бибабо ( два мышонка, петушок) и декорации (задник «Поле и мельница»; домик); атрибуты (мешок с зерном, горошек с привязанной к крышке лягушкой, деревянные ложки).
Ход занятия Воспитатель приглашает детей в поле на прогулку. Он говорит о том, что осенью в поле созрел урожай. Воспитатель задает детям вопросы: что созрело в поле? Потом воспитатель напоминает про мышку, которая осенью делала запасы на зиму. У мышки были зерна. Люди тоже делают запасы зерна на зиму. Из зерна будут делать муку и печь хлеб. Воспитатель кратко рассказывает, кА мелют муку, как потом хранят ее, чтобы можно было всю зиму не только печь хлеб, но и жарит вкусные блины, делать пирожки, булочки (см. Приложение 3). Занятие 4. В театре кукол. Цели:знакомить с искусством театра; ать представление о его атрибутике (афиша, зрительный зал, билеты), учить правилам поведения в театре; учить настраиваться на восприятие сказки с первых звуков музыкального вступления, внимательно слушать сказку; учить рассказывать о своих первых впечатлениях сразу по окончанию спектакля. Материал и оборудование: ширма; куклы (семеро козлят, волк); декорации (задник «Лес и деревня», дом козы ,куст),атрибуты (корзина для козы). Ход занятия Воспитатель приглашает детей в театральной зал и обьясняет,что это такая комната, где показывают театр. Театр – это представление, в котором действует герои. Сегодня дети увидят кукольный театр. В нем играют куклы. Далее воспитатель объясняет правила поведения в театре. Каждый, кто приходит в театр, становится зрителем. Зрителю, для того чтобы посмотреть спектакль, надо взять билет. По билетам всех детей проводят в зал. Каждый находит себе место. Во время спектакля нельзя мешать другим зрителям. В конце спектакля артистов приветствуют аплодисменты – зрители дружно хлопают в ладоши. Сегодня в кукольном театре состоится сказка «Волк и козлята». Об этом нам рассказывают красочная афиша. Здесь написано, что это очень интересная сказка. Афиша приглашает всех обязательно побывать на представлении. Дети получают входные билеты, проходят в зал и садятся. Кукольный спектакль «Козлятки и волк» Роли и исполнители: Коза – мама, семеро козлят, волк (куклы бибабо), ведущий (воспитатель). Звучит русская народная мелодия « Посею лебеду на берегу» в качестве вступления к спектаклю. Ведущий. Жила – была коза с козлятами…. Занятие 5. Знакомые сказки. Цели: положительный настрой на театрализованную игру; активизировать воображение детей; побуждать эмоционально откликаться на предложенную роль. Материал и оборудование: диск для игры, юла; шапочки для героев сказок; фланелеграф и картинки для сказки; кукла бибабо Петушок. Ход занятия Воспитатель сажает детей за круглым столом, на котором лежит разрисованный диск с отмеченными секторами. На секторах приклеены картинки – коза и козлята, мышата и петушок, теремок, заяц и ворона. Воспитатель берет юлу с приклеенной на ней стрелочкой – указателем, говорит волшебные слова. Воспитатель. Крутись, юла, вертись, юла, Нас к сказке приведи. (Звучит музыка, крутится юла). Воспитатель. Юла остановилась, показывает нам дорогу к сказке…(дети смотрят на картинку) « Козлятки и волк». Воспитатель надевает на себя шапочку мамы – козы, на детей- шапочки козлят и разыгрывает сцену из сказки в виде игры.
1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. – М . ,1994г. 2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М . , 1990г. 3. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. 4. Минаева В. М. Развитие эмоциональной выразительности. 5. Пенькова Л. А. Изучаю себя, изучаю других // Ребенок в детском саду. – 2004 г. №3 6. Рылеева Е. В.Вместе веселее. – М. , 2004г. 7. Щипицына Л. М.., Защиринская О. В.- Азбука общения – М.,2000г. 8. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. – М.,2000г. 9. Власова С. Театр начинается с детства, с тренировки //-Обруч, 1997г. №6 10. Метенова Н. М. Доброе утро малыши – Ярославль, 2000г. 11. Маханева М. Д. Театрализованные игры в детском саду. – М.,2004г. 12. Чистякова М. И. Психогимнастика. – М. : Просвещение, 1990.-128с. 13. Данилина Т. А.В мире детских эмоций.- М., 2004г. 14. Караманенко Т. Н. Кукольный театр в детском саду. –М.,1960г. 15. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. –Харьков, Фомо; М. ООО «Издательство АСТ»; 2000-464 с. 16. Жукова Р. А. Игра как средство социально – эмоционального развития детей 3-5 лет. Волгоград.- 2006г. 17. Сорокина Н. Д. Сценарии театральных кукольных занятий – Москва,2004г. 18. Губанова Н. Ф.Театрализованная деятельность дошкольников:2-5 лет.- М.:ВАКО,2007-256с. 19. Прохорова Е. В. Театрализованные игры для дошкольников – М.,1995г. 20. Ярославцева Н. Кукловедение для малышей. – М. : Чистые пруды,2005.-32с. 21. Лыкова И. А.Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты. – М.,2007.-144с. 22. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой.-М.,2004. -224с.
|