Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Развитие речи у детей
Автор: Пыжова Ирина Олеговна, Норцева Ирина Валентиновна   
12.05.2017 19:45

КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИКОРРЕКЦИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • И. В. Норцева — учитель-логопед,
  • И. О. Пыжова- учитель-логопед,

г. Усолье — Сибирское, МБДОУ «Детский сад №38»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Таким образом, одно из важнейших направлений логопедического воздействия — формирование ключевых компетенций дошкольников: образовательных, личностных, коммуникативных, информационных.

Скачать конспект

Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение её в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида заданий – самостоятельных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Существует множество различных направлений в исследовании самостоятельности детей.

Древнегреческие ученые (Аристосен, Сократ, Платон, Аристотель), обосновали значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями. В своих суждениях они исходили из того, что развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности.

Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Томас Мор требуют обучать ребенка самостоятельности, воспитывать в нем вдумчивого, критически мыслящего человека. Те же мысли развиваются на страницах педагогических трудов Я.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др.

Проблемой организации самостоятельной деятельности дошкольников продолжают заниматься и современные авторы П.И. Пидкасистый, И.А. Зимняя, Б. П. Есипов.

Самостоятельная деятельность – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения ребенка в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации.

И. А. Зимняя определяет самостоятельную деятельность как целенаправленную, внутренне мотивированную структурированную самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемую им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ребенку удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.

Учитывая всё это, мы систематически используем игры, задания, упражнения, которые способствуют развитию самостоятельности у детей. Формирование самостоятельной деятельности проходит в несколько этапов:

1. Подготовка к самостоятельной деятельности.

  • Назовите — гласные и согласные, твердые и мягкие звуки; слова по лексическим темам и др.
  • Перечислите — артикуляционные упражнения, упражнения на воздушную струю, действующих лиц рассказа, сказки и др.
  • Расскажите — сказку, рассказ, чистоговорку на заданную тему; принцип образования слогов и их определение в словах и др.
  • Опишите — артикуляционный уклад, артикуляционные упражнения; предмет, ход выполняемой деятельности и др.
  • Обозначьте — схемами звуки, количество слогов, количество слов; позицию нахождения звука в словах и др.
  • Сформулируйте — порядок выполнения звуко-буквенного анализа; принцип образования родственных слов и др.

2. Включение детей в самостоятельную деятельность.

  • Расскажите своими словами — определение звука, буквы, слога; порядок составления рассказа и др.
  • Объясните смысл — фразеологизмов, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами; рассказов с проблемным сюжетом и др.
  • Докажите — выбор артикуляционных упражнений; подбор родственных слов и др.
  • Сделайте выводы- решение речевых логических задач; оценка своей деятельности и др.
  • Приведите примеры — количество слогов, звуков в слове, слов в предложении; слова антонимы, синонимы, разные грамматические формы и др.

3. Организация самостоятельной деятельности детей.

  • Покажите взаимосвязь — между звуком и буквой, артикуляционным укладом и звуком; между родственными словами, многозначными словами и др.
  • Проанализируйте — произношение чистоговорок, стихов, составленные рассказы; выполнение звуко-буквенного анализа и др.
  • Разложите по порядку — составление рассказов, пересказов; автоматизация звуков и др.
  • Назовите обобщающее слово — решение речевых логических задач; лексико-грамматические упражнения и др.
  • Объясните почему — автоматизация и дифференциация звуков; связная речь и др.

4. Осуществление самостоятельной деятельности.

  • Создайте — творческое рассказывание, отработка грамматических упражнений; автоматизация и дифференциация звуков и др.
  • Спланируйте — автоматизация и дифференциация звуков; рассказывание, звуко-буквенный анализ и др.
  • Разработайте — составление рассказов, пересказов; автоматизация и дифференциация звуков и др.
  • Придумайте другой вариант — решение речевых логических задач; лексико-грамматические упражнения, творческое рассказывание и др.

Самостоятельная деятельность — это не форма организации занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать как средство вовлечения ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность, средство её логической и психологической организации.

Использование этого средства в работе с дошкольниками с ОНР способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх и заданиях совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив и конечно корригируется речь.

Систематическая работа позволяет добиться следующих результатов: выпускник дошкольного учреждения:

  • достаточно хорошо владеет устной речью;
  • владеет основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
  • обладает развитым воображением;
  • проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать;
  • имеет развитую крупную и мелкую моторику;
  • способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.

Список литературы

  • Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Изд-во «Логос», 2000
  • Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании М., 2004
  • Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.
  • Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. М., 1991
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год