Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Современные технологии для совершенствования развития детей с нарушениями речи.
Развитие речи у детей
Автор: Силяева Галина Борисовна   
27.04.2016 15:56

Современные технологии для совершенствования развития детей с нарушениями речи.Современные технологии для совершенствования развития детей с нарушениями речи.

  • Силяева Галина Борисовна учитель-логопед МБДОУ № 6
  • Пономаренко Кристина Юрьевна Воспитатель МБДОУ № 6
  • Михеева Анна Викторовна Воспитатель МБДОУ № 6

На современном этапе развития дошкольного образования большое внимание уделяется эффективной организации условий образовательной деятельности и созданию развивающей и здоровьесберегающей среды.

Детский сад № 6 г. Южно-Сахалинска является садом компенсирующего вида для детей с нарушением речи.

С каждым годом детей с нарушением речи становится больше, а сама речевая патология становится сложнее. По последним данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) среди детей, поступающих в школу, число здоровых дошкольников составляет лишь около 10 %, свыше 55 % детей в РФ с нарушением речи. У детей дошкольного возраста наиболее часто отмечаются тяжёлые речевые нарушения, среди которых ЗРР (задержка речевого развития) составляет 9 %, ОНР (общее недоразвитие речи) — 28, 6 %, заикание — 9,2 %, различные формы дизартрии — 14, 5 %, нарушение звукопроизношения — 69%.

 

Скачать конспект

Помимо основного речевого дефекта, у детей наблюдаются сопутствующие нарушения здоровья:

  • замедленный темп (незрелость) психо-физического развития и быстрая истощаемость всех психических процессов
  • ограниченность силы и работоспособности скелетной мускулатуры, нарушение осанки, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости
  • нарушение памяти, внимания, восприятия
  • слабость познавательных способностей и интересов
  • несформированность творческой продуктивности
  • низкий уровень мотивации, которая имеет большое значение в формировании речи и коррекционно-оздоровительной деятельности.

Приоритетными направлениями в деятельности дошкольного учреждения является коррекционно–развивающее обучение и воспитание детей с нарушениями речи, а также укрепление здоровья, приобщение воспитанников к ценностям здорового образа жизни.

С 2015 года на базе детского сада действует Региональная инновационная площадка по теме: «Укрепление здоровья и формирование навыков здорового образа жизни у детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста»

Главным аспектом коррекционно-оздоровительной работы является создание особой атмосферы коррекции, обучения и воспитания, направленной:

  • на коррекцию и развитие речи, мышления, внимания, общей и мелкой моторики и личности в целом
  • на предупреждение и коррекцию негативных сдвигов состояния физического и психического здоровья.

В данную деятельность вовлечены все участники образовательного процесса: учителя-логопеды, педагоги, медицинский персонал, инструктор по физической культуры, музыкальный руководитель, родители и сами дети. Основными средствами коррекции и развития выступают логопедические, физкультурные и музыкальные занятия, досуги, индивидуальные занятия, в которых используется большое количество корригирующих упражнений (артикуляционная и дыхательная гимнастика, кинезиологические упражнения, самомассаж, фоно-логоритмика, для профилактики нарушений зрения используются офтальмотренажёры).

Одной из самых сложных задач коррекционной работы является формирование у детей желания как участвовать в коррекционных занятиях, так и непосредственно заниматься коррекционной и оздоровительной деятельностью. Коррекция — это монотонные, однообразные, длительные тренировки, тяжёлая, требующая напряжённого внимания и значительных усилий работа, которая не всегда получается сразу. Большую часть коррекционного времени дети проводят, сидя за столами. Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Ребёнок в коррекционно-оздоровительном процессе пассивен как на этапе познания, так на этапе закрепления и введения новых навыков в жизнь. Как доказала практика, этот процесс будет эффективным только при введении в коррекционно-оздоровительное пространство дошкольного учреждения инновационных технологий.

Благодаря спонсорской деятельности, которую осуществляет Сахалинская Энергия через конкурсы грантовых проектов, нами были закуплены два комплекса с видеобиоуправлением «Тимокко», «Буквы, цифры, цвет» и волновой тренажер Агашина, так как проект дошкольного образовательного учреждения № 6 «Тимокко — коррекция и развитие» победил.

Программное обеспечение каждого тренажёра с видеобиоуправлением включает в себя интерактивные игры, повышающие мотивацию детей к оздоровительной и познавательной деятельности в весёлой и интересной форме. Работая на тренажёре, ребёнок с помощью датчиков — перчаток устанавливает контакт с руками мультяшной обезьянки Тимокко.

Осуществляются совместные движения рук ребёнка и обезьянки. Обезьянка самостоятельно действовать не может. Например, ребёнок с помощью рук обезьянки собирает падающие фрукты и раскладывает их по тарелкам. Он может действовать двумя руками или каждой рукой изолированно. На тренажёре можно рисовать правой или левой рукой или двумя руками одновременно один рисунок, например, бабочку, прорисовывая каждую сторону соответствующей рукой, что способствует развитию мозга и межполушарному взаимодействию.

При работе на тренажёрах дети активно действуют и самостоятельно принимают решения по ходу игры. Функция биологической обратной связи, которая заложена в тренажёрах, способствует тому, что воспитанники самостоятельно контролируют свои действия при выполнении двигательных упражнений, им не требуется контроль со стороны взрослых. И самое главное, дети во время работы на тренажёрах подвижны, а не сидят за столом: они имеют возможность двигаться. Если перевести изображение с монитора компьютера на поверхность интерактивной доски, тогда коррекция будет наиболее эффективной: увеличивается диапазон движений, движения рук становятся наиболее точными, и усиливается контроль за движениями. Данные комплексы, с целью коррекции, могут эффективно применяться при работе с детьми с различными нарушениями здоровья.

Решаемые задачи при работе на тренажёрах:

  • профилактика нарушений осанки;
  • обучение концентрации внимания и сохранению сосредоточенности;
  • улучшение памяти, повышение скорости реакции;
  • развитие двусторонней координации при использовании обеих рук одновременно;
  • укрепление и стимулирование мышц плечевого пояса и рук;
  • тренировка на увеличение диапазона движений;
  • освоение новых движений и моделей взаимодействия;
  • обучение направленной деятельности и пониманию положения тела в пространстве;
  • развитие координации движений;
  • улучшение эмоционально – психического состояния детей.

Кроме комплексов с видеобиоуправлением «Тимокко» были закуплены волновые биомеханические тренажёры Агашина.

Тренажер представляет собой полимерный корпус, внутри которого имеется груз, расположенный между двух пружин, специально подобранных по частотным характеристикам. Масса тренажера 0.3 кг.

Принцип действия: встряхивание тренажера запускает биомеханическую волну, которая распространяется по всему телу.

Механическая волна организует биомеханически необходимое ритмичное движение внутри самого человека, при этом активизируются и стимулируются все жизненно-важные системы и органы человека.

Биомеханические упражнения, выполняемые за счет собственных двигательных действий человека в диапазоне частот, природных и естественных для его организма, являются основой волновой гимнастики. Биомеханические волновые упражнения обеспечивают механизм и высокий эффект лечебно-оздоровительного воздействия за счет стимулирующего действия их на нервные окончания, сосуды и капилляры, мышцы и органы каждого занимающегося за короткое время занятий. Упражнения с «Тренажером Агашина» позволяют простыми естественными движениями с минимальными усилиями легко и ритмично, 2-5 раз в секунду, вызвать ответные легкие волновые сокращения почти всей скелетной мускулатуры в режиме смены напряжения и расслабления, что гармонизирует и нормализует состояние систем и органов человека. При каждом движении рук, ног или корпуса создается механическая волна напряжения-расслабления, ощутимая во всех звеньях тела, мягко воздействующая на все ткани организма. «Тренажер Агашина» успешно способствует психофизиологическому восстановлению и отдыху, профилактике искривления позвоночника, остеохондроза, применим для детей старшего дошкольного возраста, включая детей с ограниченными двигательными и умственными возможностями.

Тренажёр предназначен для безлекарственного лечения и профилактики заболеваний:

  • сердечно-сосудистой,
  • нервно-мышечной,
  • дыхательной систем,
  • опорно-двигательного аппарате.
  • волновой массаж скелетной мускулатуры;
  • массаж кровеносных и лимфатических сосудов;
  • активацию работы периферической и центральной нервной систем;
  • разгрузку сердца и нормализацию показателей работы сердечно-сосудистой системы;
  • укрепление связок и суставных сумок;
  • нормализацию обмена веществ и ускоренное восстановление после болезней.

Таким образом, внедрение в коррекционно-оздоровительный процесс современных технологий способствует:

  • проявлению у детей положительных психологических качеств и показателей, где ключевым является уровень речевого развития;
  • раскрытию резервных возможностей детей;
  • совершенствованию коммуникативных умений и навыков, речемыслительных процессов у детей с нарушениями речи;
  • профилактике и преодолению негативных тенденций в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год