Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Вариативность инновационной деятельности в условиях стационара.
Педагогика
Автор: Трофимова Анастасия Валерьевна, Джус Екатерина Михайловна, Клюкина Валерия Михайловна   
19.02.2018 02:38

Вариативность инновационной деятельности в условиях стационара.Вариативность инновационной деятельности в условиях стационара.

Авторы: Трофимова Анастасия Валерьевна, Джус Екатерина Михайловна, Клюкина Валерия Михайловна Воспитатели 1 квалификационной категории ГБУЗ "МНПЦ борьбы с туберкулезом ДЗМ" Москва

Педагоги дошкольных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования.

В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов.

 

Скачать презентацию

В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое дошкольное учреждение, инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новые типы, виды и профили дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

Инновационная деятельность — это особый вид педагогической деятельности.

ЧТО ТАКОЕ ИННОВАЦИЯ?

Инновация (нововведение) — в социально-психологическом аспекте — создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. (Словарь практического психолога. Минск, 1998.)

Новый — впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1978.)

Нововведение (инновация) — комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т.д. — новшества для удовлетворения человеческих потребностей. (Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М., 1995.)

Нововведение — целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое. (Управление развитием школы. М., 1995.)

Новшество — это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т.п.), а инновация — процесс освоения этого средства.

В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. (Управление развитием школы. М., 1995.)

Рассмотрим такое понятие, как вариативность. На сегодняшний день вариативность-это основная тенденция проводимых в современной системе образования инновационных изменений. Следует отметить, что ключевым словом является понятие — инновационные изменения.

С одной стороны вариативность- это качество образовательной системы, характеризующее её способность создавать и предоставлять воспитанникам варианты образовательных программ или отдельных видов услуг для выбора в соответствии с их изменяющимися образовательными потребностями и возможностями.

С другой стороны, вариативность — это свойство, способность образовательного учреждения предоставлять воспитанникам достаточно большое многообразие специфичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий, спектр возможностей выбора такой траектории.

Существует несколько этапов в деятельности педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала:

  • подготовительный этап (мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств)
  • организационный этап (теоретическая готовность)
  • практический этап практическая готовность)
  • контрольно- оценочный этап (достижение согласования между желаемым и реальным).

В Детском отделении педагоги участвуют в инновационной деятельности. Что же они делают? Работают по развивающей программе, участвуют в различных конкурсах, оказывают помощь в разработке программ и проектов, организуют проблемную и творческую группы.

Важной особенностью работы в Детском отделении является то, что некоторые дети лежат вместе с родителями, бабушками. Мы в обязательном порядке используем этот момент. Каким образом? Нами организуются различные совместные мероприятия. Яркий пример: участие родителей в театрализованной деятельности (сказка «Три поросёнка).

Также ежедневно родители имеют возможность присутствовать на занятиях, проводимых педагогом, что не совсем возможно в детских садах. Родители могут получить консультацию, побеседовать с педагогом на интересующие их темы, что очень важно.

Цель инновационной деятельности в ТЛПО 1 – улучшение способности педагогической системы достигать качественно более высоких результатов воспитания и обучения. Новые направления призваны обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. (Созданы новые типы, виды и профили, инновационные преобразования приобретают системный характер.). Внедрение инноваций в работу, требует изменений и обновлений в организации педагогической службы. Организация инновационной деятельности.

  • Создание структурных подразделений – творческих групп педагогов по проблемам.
  • Использование активных форм методической работы с педагогическим коллективом (моделирование и анализ проблемных ситуаций).
  • Разработка программ.

Информационно-методическое сопровождение инновационной деятельности:

  • Создание базы данных по передовому педагогическому опыту, касающегося темы нововведения и приоритетного направления ДУ.
  • Создание видеотеки методических материалов, открытых занятий, выставок по темам проектов и т.д.

Основными формами работы с детьми и родителями являются:

  • игровые сеансы (индивидуальные и групповые);
  • индивидуальные развивающие занятия;
  • консультации, семинары-практикумы, родительские собрания;
  • выставки (игровых пособий, литературы);
  • праздники, развлечения, открытые просмотры.

Контрольные показатели развития ребенка учитывают:

  1. Сенсорное развитие
  2. Развитие движений
  3. Развитие речи
  4. Музыкальное развитие.
  5. Процесс адаптации каждого ребенка в микроклимате группы (для наблюдений за изменением поведения, настроения, активности, коммуникативности воспитанника заполняется карта).

Направления инноваций:

  • Разработка программно-методического обеспечения инновационных процессов: Программы развития, бизнес-плана, образовательной программы, годового плана.
  • Разработка и внедрение в практику инновационных коллективных и индивидуальных педагогических проектов.
  • Внедрение новых форм дифференциации специального образования.
  • Расширение спектра образовательных процессов для детей, не посещавших ДОУ: адаптационные, коррекционно-развивающие, группа предшкольной подготовки для старших дошкольников.
  • Создание консультативного пункта для родителей (законных представителей) и детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях семьи для обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности детей, не посещавщих ДОУ.
  • Внедрение инновационных подходов к физкультурно-оздоровительной работе (оздоровительно-игрового, динамического «часа», «часа» двигательного творчества).
  • Социальные технологии гармонизации детско-родительских отношений.
  • Научно-методические продукты инновационной деятельности – публикации методических пособий и разработок, размещение материалов педагогов на сайтах сети Интернет; участие в виртуальных проблемных семинарах, научно-практических конференциях, Интернет — сообществах, форумах, педсоветах.
  • Работа творческой и проблемной групп, проведение мастер-классов.
  • Информатизация образовательного процесса: организация работы сайта, использование потенциала медиаобразовательных средств для презентации продуктов проектно-исследовательской деятельности, составление баз данных, работа с Интернет-ресурсами, разработка диагностического инструментария и др.

Примеры инновационной деятельности в ТЛПО 1:

  • метод игрового моделирования при взаимодействии педагога и родителей;
  • совершенствование мастерства педагогов;
  • поиск новых подходов в работе с детьми и их родителями;
  • мониторинг развития каждого ребенка;
  • учет особенностей ребенка, индивидуализация развития личностных качеств;
  • внедрение в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;
  • формирование основ безопасной жизнедеятельности;
  • организация экологического образования дошкольников;
  • оптимизация взаимодействия с семьей;
  • создание «Предметно-развивающего пространства».

Классифицируя инновации по инновационному потенциалу, рассматриваются

нововведения как радикальные, т. е. базовые; комбинаторные, где используются различные сочетания; модифицирующие, или улучшающие, дополняющие.

В отношении ТЛПО 1 употребляется понятие комбинаторных инноваций, так как возможности ТЛПО 1 определяются его потенциалом и характеризуются следующими критериями:

  • квалификационным составом коллектива педагогов;
  • наличием и прогрессивностью учебного оборудования;
  • наличием современной информационной базы;
  • наличием собственных методических разработок.

Основные элементы и показатели инновационного потенциала ТЛПО 1.

Основными элементами инновационного потенциала являются:

  • материально-технические ресурсы;
  • финансовые ресурсы;
  • интеллектуальные ресурсы;
  • социально-психологические факторы и т. д.

Показатели инновационного потенциала ТЛПО 1:

  • научно-технический потенциал (численность сотрудников, имеющих высшие разряды и категории, а также количество предложений по совершенствованию педагогического процесса на одного сотрудника);
  • инновационность управляющей системы (формы стимулирования, участие высшего руководства, уровень свободы, предоставляемой

участникам инновационной деятельности). Инновационная деятельность педагогов оказывает положительное влияние на развитие дошкольного образования в целом, и со всей очевидностью заметны позитивные изменения и инициативы, которые приводят к достижению современного качества образования детей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год