Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Патриотизм детям
Автор: Грязнова Наталья Викторовна   
10.12.2015 23:38

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Из опыта работы воспитателя Грязновой Н.В.

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени.

Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.

 

Скачать конспект

О важности приобщения детей к истокам русской народной культуры написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь, поддерживает интерес к истории и культуре своего народа.

Внедрение фольклора в практику эстетического и художественного воспитания, изучение традиций и обычаев своего народа является важным звеном в образовательно-воспитательном процессе.

В педагогической мудрости русского народа наблюдается достаточно четкая дифференциация форм воспитания:

  • пословицы — для социально-этического;
  • загадки — для умственного;
  • песни — для эстетического, патриотического;
  • сказки — для того и другого.

Наиболее важным в наши дни представляется рассмотрение средств народной педагогики, несущих идею самореализующейся творческой личности и дающих знание о способах приобщения к самостоятельной творческой деятельности.

Актуальность нашего исследования определяется той уникальной ролью, которую играет приобщение детей к русской народной культуре в становлении личности и самосознания ребенка-дошкольника.

Объект исследования: процесс приобщения дошкольников к русской народной культуре.

Предмет исследования: праздники и развлечения как средство приобщения дошкольников русской народной культуре.

Цель исследования: выявить условия приобщения дошкольников к русской народной культуре.

Задачи исследования:

  1. проанализировать содержание и задачи процесса приобщения дошкольников к русской народной культуре;
  2. изучить природу и духовное начало народных воспитательных традиций;
  3. определить особенности приобщения дошкольников к русской народной культуре;
  4. изучить средства приобщения дошкольников к русской народной культуре;
  5. провести психолого-педагогический эксперимент в условиях детского сада;
  6. провести анализ результатов эксперимента и сделать вывод о состоятельности выдвинутой нами гипотезы.

Гипотеза: мы предполагаем, что проведение детских праздников и развлечений, тематика которых охватывает главные элементы русской народной культуры (в частности, устное народное творчество и фольклор, элементы быта, декоративно-прикладного искусства и т.д.) будет способствовать более эффективному приобщению дошкольников к культуре русского народа.

Методы исследования: обзор литературы по данной теме, изучение передового педагогического опыта, теоретический анализ педагогических идей, эмпирические методы (наблюдение, беседа, игровые упражнения), эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).

База исследования – МБДОУ ДС № 32 «Березка» г. Туапсе. Эксперимент проводился с детьми 4-5 лет средней группы.

Целью экспериментальной части исследования было доказать, что проведение детских праздников и развлечений, тематика которых охватывает элементы русской народной культуры, будет способствовать более эффективному приобщению дошкольников к культуре русского народа.

Задачи:

  1. выявить первоначальный уровень ознакомления с русской культурой у детей 4-5 года жизни;
  2. создать и апробировать систему занятий по приобщению дошкольников к русской культуре;
  3. сравнить уровни знаний о культуре русского народа после проведения серии занятий в контрольной и экспериментальной группе.

В основу работы положены следующие принципы:

  • учет возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы занятий, задач воспитания и обучения;
  • обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей;
  • уважение к личности каждого ребенка.

В основу нашего эксперимента легла программа "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" (авторы О.Л. Князева, М.Д. Маханева).

Экспериментальная работа проходила в три этапа: констатирующий этап, включающий диагностику имеющегося уровня этнической культуры детей; формирующий этап, заключающийся в апробировании на практике эффективности разработанной методики формирования этнической культуры дошкольников; контрольный эксперимент, представляющий результаты диагностирования, эффективности проведенной работы, сопоставление и обобщение полученных результатов.

В результате исследования мы пришли к следующим выводам:

  1. Приобщение детей к истокам русской народной культуры открывает им удивительный, прекрасный мир, что стимулирует активно-познавательное и эмоционально-ценностное отношение детей к окружающему миру.
  2. Необычность и новизна, разнообразие окружающего мира, которые открываются детям с помощью народных сказок, народного фольклора, промыслов способствуют эмоциональному воздействию на ребенка, вызывают его удивление, желание больше узнать, побуждают к передаче чувств и мыслей посредством участия в праздниках и развлечениях.
  3. Включение элементов устного народного творчества в процесс образования и воспитания дошкольников дает возможность не только для развития речевой выразительности, но и развивает мнемонические процессы, открывает дорогу к творческим проявлениям, наблюдательности, обогащению и активизации словаря, внутренней раскованности.

В процессе работы по обучению детей составлять рассказы по теме занятия удалось решить воспитательные задачи: дети научились выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно исправлять их. Приобретенные навыки дети используют и в повседневной жизни — в общении между собой, при взаимодействии друг с другом в разных видах детской деятельности.

Гипотеза исследования доказана: разработанная нами система проведения детских праздников и развлечений способствует эффективному приобщению дошкольников к русской народной культуре, попутно решая некоторые проблемы нравственно-эстетического воспитания и развития речи.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год