Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Почва – богатство нашей Земли
Познание
Автор: Дымова Надежда Николаевна   
18.02.2019 01:01

Почва – богатство нашей ЗемлиПочва – богатство нашей Земли

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  • Познакомить с процессом образования почвы.
  • Дать представление о почве и ее составе.
  • Показать значение почвы для растений и живых организмов.

Развивающие задачи:

  • Развивать умение проводить простейшие опыты, на их основании делать выводы
  • Развивать мыслительные способности: анализ, обобщение
  • развивать умение использовать схемы для систематизации знаний;
  • активизировать словарь за счет слов: плодородная, перегной, примеси, лелеет.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать в детях партнерские отношения при работе в парах.
  • Воспитывать интерес к исследовательской деятельности

Предварительная работа: экспериментирование с водой, воздухом, песком, глиной, проведение опытов доказательств, работа по схеме моделей «признаки живого», строение растений, функцию корней, чтение художественной литературы, рассматривание картин, посадка и наблюдения за посадками семян, составления макета земной коры, дид. игра: «Семена»

Словарная работа: учёные-исследователи, лаборатория, лупа, плодородная почва.

Оборудование и материалы: стаканчики с землей, с водой, ложечки, салфетки, лупы – по количеству детей, схемы- модель признаки живого, модель строения земной коры, макет строения почвы, музыкальная установка «звуки природы».

Ход деятельности:

Организационный момент.

Дети входят в помещение, здороваются с гостями.

Воспитатель предлагает детям встать в круг.

— Ребята, с чего начинается хорошее настроение? (С улыбки, с добрых дел, с прекрасных сюрпризов.)

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть –

Много нового узнать.

А что мы будем с вами сегодня изучать, вы узнаете, отгадав загадку:

Самый верхний слой земельный,

В нём растут трава, деревья,

Плодородием обладает,

Как её все называют?

Ответ детей. (Земля, почва.)

Ребята, прослушав загадку, как вы догадались, что это почва?

Ответы детей: (верхний слой земельный, растёт трава, плодородием обладает).

Правильно. Почва- это верхний слой земли, в котором развиваются корни растений.

А какие секреты хранит в себе почва, вот в этом мы с вами и будем разбираться.

Давайте вспомним, как образовалась почва?

Рассказ воспитателя: (музыкальное сопровождение)

Когда-то давным-давно почва не покрывала нашу землю. На поверхности земли находились только камни и скалы. Но под действием ветров, дождей, мороза и жары скалы понемногу трескались, разрушались. Трещины становились всё шире, и камни раскалывались. Они перетирались друг о друга, измельчались и в конце концов через тысячи лет превращались в песок и глину.

Ветер же приносил с собой семена растений, самые неприхотливые из которых поселялись на песке, глине, пускали корни, а сгнивая, образовывали слой перегноя, делая нашу почву плодородной. Плодородие- это главное свойство нашей почвы, потому что в ней находится всё необходимое для жизни растений.

А что необходимо для жизни растений. Ответы детей.

Чтобы узнать, есть ли это всё в почве и что делает нашу почву плодородной мы с вами узнаем, проведя опыты. Для этого предлагаю вам стать учёными-исследователями, чтобы изучить состав и свойства почвы.

Основная часть.

Воспитатель.

- Ребята, попрошу вас разбиться на пары и занять свои рабочие места (дети проходят к столам оборудованием для проведения опытов). Прежде чем начать работу в нашей лаборатории, давайте вспомним правила работы.

  1. Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому.
  2. Нельзя ничего брать без разрешения педагога.
  3. Аккуратно обращаться со стеклянной посудой.
  4. Советоваться друг с другом.
  5. Поддерживать порядок на рабочем столе.

Опыт№1

Необходимо выяснить из чего состоит почва, то есть что в ней находится. Возьмём почву и добавим в стакан с водой, размешаем. Возьмите лупы и внимательно рассмотрите, что там находится.

Ответы детей

Вывод: В состав почвы входят листочки, корешки, песок, глина.

Опыт№2

Ребята, а как вы думаете через корни растений могут листочки и корешки попасть в стебелёк? Нет. А вот как они попадают в корни растений, я вам сейчас и расскажу этот секрет почвы.

В тёплое время года почва кормит и поит растения; а когда приходит холодное время года деревья сбрасывают листья и плоды многие из них уже покрыты коричневыми пятнами (это пятна гнили) укрывая ими свою кормилицу землю, вот тут и начинается превращение листьев, корешков, плодов в перегной под воздействием дождей и деятельности невидимых обитателей (грибов и бактерий), тем самым делая нашу почву питательной, и с водой питательные вещества попадают в стебелёк растений, и где больше такого перегноя там земля и плодороднее. Как говорит народная пословица: «Из земли пришли в землю и уйдут»

Давайте возьмём мешочек с землёй и почувствуем какой запах имеет почва.

Ответы детей (пахнет сухими листьями и гнилью). Правильно именно так пахнет перегной.

Вывод: В почве есть перегной; значит там есть питательные вещества для растений.

Давайте немножко отдохнём и порадуемся солнышку.

Физкультминутка: «Солнышко»

Утром солнышко проснулось,

Потянулось, потянулось,

Свои лучики раскрыло,

Оглядело всё вокруг,

Слева друг и справа друг,

День с улыбки начинайте,

Всем здоровья пожелайте.

Опыт№3

Показать, что в почве есть воздух. Опускаем в банку с водой немного почвы и наблюдаем, Что образуется. Пузырьки – это значит, что в почве есть воздух.

Вывод: В почве есть воздух.

Опыт№4

Нам нужно выяснить есть ли в почве влага. Возьмите салфетку и стаканчик с почвой, ложечкой возьмём немного почвы и завернём в салфетку. Какой стала салфетка? Ответы детей. (грязной и влажной).

Теперь возьмём стакан с водой и немного добавим воды в почву. Куда спряталась вода? Она впиталась в почву. Какой вывод мы с вами можем сделать?

Вывод: Почва впитывает и удерживает влагу.

Пальчиковая гимнастика «Капля».

Как вы думаете, почва только растениям нужна?

Ответы детей. Видите, как важна для нас почва.

Поэтому мудрый народ придумал, пословицы:

Земля- кормилица наша.

Рыбам вода, птицам воздух, растениям и человеку земля.

Кто почву лелеет, того земля жалеет. Как вы понимаете значение слова «лелеет»

Ответы детей. (Оберегает, заботиться).

Как мы можем это сделать?

Ответы детей.

Рефлексивно-оценочный этап:

После опытов проводится анализ обследования почвы и подводится итог с помощью схем.

Итак, как вы можете описать почву, которая нам всем необходима? (Предполагаемые ответы детей: наша почва темного цвета, в ней содержатся камни, глина, песок, чернозем, полезные примеси, она средней сыпучести, пропускает воздух и удерживает влагу, в ней растение хорошо растет – значит, это плодородная земля.)

Молодцы ребята! Вы замечательные исследователи, все хорошо работали, вот и вам матушка земля приготовила сладкие подарки.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год