Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект занятия по окружающему миру «Чудесные материалы»
Познание
Автор: Захарова Лидия Александровна   
19.01.2018 22:37

Конспект занятия по окружающему миру «Чудесные материалы»Конспект занятия по окружающему миру «Чудесные материалы»

Задачи:

  1. Систематизировать, уточнять и обобщать знания детей о свойствах дерева и металла;
  2. Закреплять знания о материалах, из которых сделаны предметы ближайшего окружения всеми органами чувств;
  3. Развивать умение анализировать, выявлять взаимосвязи между материалами и другими признаками предметов;
  4. Закреплять умение моделировать твердые вещества с помощью ММЧ.
  5. Воспитывать у детей самостоятельность, сообразительность, активность.

Материалы:

2 коробки с деревянными и металлическими предметами, конверт с письмом. Символы: глаза, уха, носа, руки, металлическая палочка, гвоздики 10 шт, молоточек, металлические пластины 8 шт, деревянные брусочки 8 шт, спички 8 шт, весы, клубок, стаканы с водой, краски, кисточки по количеству детей.

Ход:

Ребята заходят в группу, на столе стоят две коробки, красивые с бантиками. На них лежит конверт с письмом.

 

В: Читает письмо. «Здравствуйте ребята из группы «Незнайка». Мы, Карандаш и Гвоздик поспорили о том, кто из нас крепче, прочнее, нужнее. Разрешите наш спор. И напишите нам ответ. А предметы, которые мы вам отправили, находятся в коробках.

В: Ребята поможем нашим друзьям? (да). Но они нам еще загадали загадки. Попробуйте, отгадайте их. (присядьте на стульчики)

  • Серый Ивашка, деревянная рубашка, где носом проведет, там след кладет. (Карандаш)

В: Из чего он сделан? Значит он какой?

Д: Из дерева, деревянный.

В: Какие еще предметы сделаны из дерева? (дети перечисляют). Эти предметы кому нужны? (человеку). А для чего они нужны? А что было бы, если бы не было дерева?

  • Металлический Антошка, он на очень длинной ножке. По шляпке постучишь, что-нибудь да смастеришь. (Гвоздь).

В: Из чего он сделан? Значит, какой он?

Д: Из железа или из металла, железный или металлический.

В: Какие еще предметы сделаны из металла? (дети перечисляют). А эти предметы кому нужны? (человеку). Для чего они нужны? А что было бы, если бы не было железа?

В: Значит и в коробках они нам прислали деревянные и металлические предметы. Давайте решать их спор.

В: Как нам узнать в какой коробке деревянные предметы, а в какой металлические предметы?

Д: Можно посмотреть, понюхать, потрогать, определить по звуку.

В: Давайте попробуем понюхать (вывешивает символ носа).

Д: Не пахнет. (Или пахнет деревом и железом).

В: Давайте попробуем определить по звуку (вывешивают символ уха). Воспитатель предлагает ребенку постучать металлической палочкой по деревянным предметам. Здесь, какой звук?

Д: Здесь мы слышим глухой звук.

В: Воспитатель предлагает ребенку постучать палочкой по металлическим предметам. Здесь, какой звук?

Д: Здесь мы слышим звонкий звук.

В: Давайте попробуем определить предметы на ощупь (вывешивает символ руки). Пожалуйста, потрогайте и определите, где что лежит.

Д: В коробке с красным бантиком лежат предметы из дерева, а в коробке с синим бантиком предметы из металла.

В: А теперь давайте посмотрим (вывешивает символ глаза). Воспитатель предлагает детям достать предметы из коробок. Ребята, скажите, а легко ли сделать все эти предметы?

Д: Нет, их сделать трудно.

В: А почему? (ответы детей). Да, надо приложить усилие. Знаете почему? Т.к. в твердых предметах, какие живут ММЧ?

Д: Очень крепкие, дружные, сильные, они крепко держаться за руки (вывешиваем символ твердого МЧ)

В: А вы хотите узнать, чем предметы из дерева отличаются от предметов из металла? (Да). У вас на столах лежат пластины из металла и бруски из дерева. Посмотрите на них, потрогайте и скажите, чем отличаются? А теперь скажите, чем они похожи?

Д: Они разные по цвету, металл гладкий, дерево шероховатое, метал холодный, дерево теплое и т. д. Похожи: они твердые, не пропускают свет и т.д.

В: А сможем, мы вбить гвоздь в металлическую пластину? (ответы детей). Воспитатель вбивает гвоздь. В металлическую пластину гвоздь не забьешь. А почему? (ответы детей). Конечно, он очень твердый. А сможем мы вбить гвоздь в дерево, оно ведь тоже твердое? (ответы детей).

А почему в дерево вбился гвоздь? (ответы детей). Оказывается дерево мягче металла, но мы этого не ощущаем. Благодаря опыту, мы это определили. Значит, в металле МЧ тесно прижались друг к другу, и не пропускают никого. Давайте смоделируем этот процесс (воспитатель рисует схему построения МЧ)

Д: Дети изображают человечков металла, которые взялись за руки и прижались друг к другу, один ребенок изображает гвоздик, который пытается разбить МЧ.

В: А человечки дерева, тоже крепкие, но они не так тесно прижались, за руки держаться, но при усилии их можно разъединить. Давайте смоделируем этот процесс с помощью МЧ. (воспитатель рисует схему построения МЧ)

Д: Дети изображают человечков дерева, которые взялись за руки, но ребенок «гвоздик» при небольшом усилии разъединяет руки детей.

В: Вывод: Металл тверже дерева.

В: Ребята, а что легче сломать деревянную спичку или гвоздик?

Д: Спички легко сломать, а гвоздики не сломаются, их можно согнуть.

В: Давайте проверим.

В: Почему мы спички сломали, а гвоздики нет? (ответы детей).

В: Гвоздики сделаны из металла, он прочный, человечки крепко держаться, согнуть можно только инструментом. А деревянная спичка хрупкая, ее легко сломать, в такой палочке человечков мало, и держаться они не крепко.

В: Вывод: металл прочнее дерева.

В: А что произойдет, если мы капнем воду на металл и дерево?

Д: Дерево впитает воду. А металл нет.

В: Давайте проверим (дети капают цветную воду на деревянные и металлические предметы). Верно, металл не впитывает воду, а дерево впитывает.

Вот сколько разных свойств металла и дерева сегодня мы обнаружили.

А теперь немножко отдохнем. Встали в круг, поиграем в игру «Наоборот». Будем плести паутинку. Я вам буду называть одно качество предмета, а вы называете противоположное:

  • шероховатое – гладкое,
  • теплое – холодное,
  • легкое – тяжелое,
  • хрупкое – прочное,
  • плавает – тонет,
  • сильное – слабое,
  • темное – светлое,
  • дружат – ссорятся.

Или игра «Из всех предметов, запомни только это».

Дети рассматривают на экране, только те предметы, которые сделаны из дерева. Затем экран закрывают, дети называют предметы. Затем запоминают из металла.

В: Теперь ребята, мы сможем дать ответ нашим героям. О чем они спорили?

Д: Кто из них самый прочный, крепкий и необходим человеку.

В: Давайте сделаем вывод.

Д: Дерево очень необходимо человеку, т.к из него можно сделать много полезных предметов. Но оно не очень прочное, крепкое. А металл, тоже необходим человеку, но он прочный и крепкий. Теперь мы наш ответ им отправим и помирим их.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год