Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Дифференцированный подход к профилактике заикания
Логопедия
Автор: Булатова Эльвира Юрьевна   
01.12.2017 04:15

Дифференцированный подход к профилактике заиканияДифференцированный подход к профилактике заикания

О необходимости профилактики заикания говорят все авторы которые занимались вопросами изучения его этиологии, патогенеза и коррекции.

Необходимость профилактики заикания обусловлена тем, что это одно из наиболее часто наблюдающихся расстройств речи.

С возрастом это нарушение в большинстве случаев закрепляется и резко утяжеляется, обрастает психогенными наслоениями, сопровождается трудовой и социальной декомпенсацией, приводит к значительным трудопотерям.

Существующие системы преодоления заикания не во всех случаях дают желаемые результаты.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что профилактика заикания и по сей день является задачей, имеющей социальное и экономическое значение. Обзор литературных источников показывает, что рекомендации профилактической работы сводятся в основном к перечислению ряда мероприятий без должного учета причинных и возрастных факторов, т.е. игнорируется дифференцированный подход.

 

Скачать конспект

Этими исследованиями была охвачена большая грушш детей, страдающих заиканием, состоящих на учете в медицинских учреждениях. Основными методами исследования явились:

  • анализ медико-педагогической документации заикающихся;
  • опрос родителей, позволяющий выявить особенности развития ребенка, бытовые условия, взаимоотношения в семье,уровень сформированности речевой деятельности у ребенка к моменту возникновения заикания.

Был осуществлен сопоставительный анализ причинных, возрастных факторов возникновения заикания и периодов формирования высказывания у ребенка в онтогенезе. А также, обнаружен наиболее опасный возрастной период возникновения заикания под воздействием неблагоприятных факторов (Вересова (Булатова) Э.ЮМ Ермилова К.Г. Связь возникновения заикания с овладением ребенком синтаксическими (Сб. Психолого-педагогического изучение детей с нарушениями умственного и физического развития. — М., 1985).

Данные исследования и мой опыт работы с детьми, речь которых отягощена логоневрозом, позволяют сделать вывод что дифференцированный подход.

В целом задачи профилактики заикания сводятся к созданию условий, способствующих:

  • нормальному физическому развитию;
  • нормальному речевому и психическому развитию;
  • формированию положительных эмоционально-волевых качеств.

Учитывая такие причины заикания, как генетическая обусловленность, резус-конфликт, родовая травма, асфиксия, полагаю, что его профилактика в данном случае должна начинаться еще в консультации для будущих матерей Она должна состоять в том, что логопед проводит беседу о формированию речевой и психической деятельности в онтогенезе и выдаст на руки памятку для молодой матери по профилактике заикания.

Дети,перенесшие резус-конфликт в сочетании с асфиксией,нуждаются в очень раннем осуществлении медикаментозного лечения по устранению отрицательного невропатического фона, т.е. еще до появления фразовой речи. С этими детьми следует проводить на первом году жизни специальные занятия,стимулирующие речевое развитие (С-Л-Новоселова, 1985; Янушко, 2007; Р.СЛемцов, 2002; Е.ВЛПереметьева, 2012). В том числе, по методике, предложенной М-М. Кольцовой (1973, 1998) и ее сотрудниками, основывающейся на раннем развитии мелкой моторики ведущей руки^

Учитывая, что одним из факторов, вызывающих заикание, в сочетании с вышеперечисленными является соматическая ослабленность, необходимо с первых месяцев жизни ребенка с целью укрепления всего организма по консультации врача проводить профилактическую работу в виде закачивания. Используя опыт ТЛ. Воронцовой (1980), можно рекомендовать те же мероприятия, что и для детей с врожденным расщеплением нёба. Это должны быть воздушные ванны, водные процедуры, прогулки, физические упражнения и т.п. Процедуры необходимо проводить как можно раньше, учитывая индивидуальные спобнности ребенка и постепенно увеличивая нагрузку. С целью профилактики в работ) ^ вводится гимнастика, проводимая матерью под наблюдением врача. Планирование физических упражнений должно соответствовать физическим этапам развития ребенка в онтогенезе. Развитию движений на первом году жизни способствует ползание, что подготавливает ребенка к правильному сидению, ходьбе, улучшает дыхание.

Как отмечает Т.Н. Воронцова (1980), в динамическую гимнастику должны быть включены такие упражнения, как: стимуляция ползания за яркой, красивой игрушкой, при поддерживании за обе руки.

В более позднем возрасте в динамическую гимнастику включаются упражнения, способствующие формированию ходьбы,бега, ползанию, бросания, развитию мелкой моторики рук.

В сочетании с физическими упражнениями должна проводиться дыхательная гимнастика.

Необходимо создавать специальные условия для формирования фразовой речи детям в возрасте от полутора до четырех лет, помогать оформлению сложного предложения от четырех до пяти лет и репродуктивно монологической речи от пяти лет и выше. С этой целью могут быть использованы вес пособия, которые рекомендуются для работы по формированию речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи.

Во всех случаях работы по формированию речевой деятельности у д^гей, склонных к заиканию, необходимо учитывать ведущее значение практически) й деятельности, т.е. действие с предметами.

Дети с наследственной предрасположенностью к заиканию, а также перенесшие асфиксию, родовую травму,резус-конфликт, соматическую ослаблснность, нуждаются в развитии навыков смелого поведения, коллективной игровой деятельности, в щадящем отношении к их нервной системе на протяжении всего дошкольного возраста, о мере возможностей эти дети должны также избегать контакта с заикающимися. Необходима широкая, действенная, научно обоснованная пропаганда знаний среди родителей и дошкольных работников о недопустимости перевоспитания левшества.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год