Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Звук и буква «Х»
Обучение грамоте
Автор: Горобец Елена Валерьевна   
14.01.2019 00:22

Звук и буква «Х»Звук и буква «Х»

Цель:

  • Познакомить со звуком и буквой «Х»,
  • Учить давать полную характеристику согласного звука,
  • Развивать речь детей, пополнять словарный запас,
  • Автоматизировать звук «Х» в словах, слогах.

Задачи:

  • Закрепить произношение гласных звуков,
  • Познакомить детей с графическим образом буквы,
  • Развивать способности называть слова с заданным звуком,
  • Воспитывать самостоятельность, интерес к грамматике, усидчивость

Оборудование:

 

Фишки на каждого ребенка, фасоль, игрушка Хрюша, карточки с буквами А, Х, Т, А, И, Х. Картинка с изображением хаты и мухи.

Ход занятия.

Орг. Момент (дети стоят на ковре)

Дыхательная гимнастика:

Вдохните всю доброту и красоту

Выдохните все обиды и огорчения

Воспитатель: А теперь пройдите к своим столам.

Сядет тот, кто назовет слово со звуками «А», «О», «У», «И» в начале слова.

Теперь, ребята, отгадайте загадку и узнаете, кто пришел к нам в гости.

Нос пяточком, а хвост крючком (Хрюша).

Хрюша: Здравствуйте, ребята!

Я пришел к вам не просто так, а поиграть с вами.

Я самый умный и всё на свете знаю.

Воспитатель: Хрюша, но у нас сейчас занятие.

Вот ты знаешь с какого звука начинается твое имя?

Хрюша: Со звука «К»?

Воспитатель: Ребята, с какого звука начинается его имя?

(ответ детей)

Воспитатель: Тогда, Хрюша, садись и слушай.

Давайте произнесем – Хрюша.

Когда мы произносим звук «Х» воздух выходит с усилием,

потому что мешает преграда – язык,

выдыхается теплая струя воздуха.

Раз есть преграда,

воздух выходит толчками,

значит звук «Х» — согласный.

Звук произносится без голоса,

значит он – глухой.

Звук произносится твердо, значит он твердый.

Проговорим хором и индивидуально.

Таким образом звук «Х» — согласный, глухой, твердый (обозначаем его синей фишкой).

Как вы думаете, у звука «Х» есть мягкий братец (да, звук «Хь»)?

Если звук мягкий, то какой фишкой будем обозначать (зеленой)?

Игра «Кто внимательный».

Воспитатель: я буду называть звуки и слоги, а вы если слышите твердый звук, поднимите синюю фишку, если мягкий звук, то зеленую.

«Х», «Хь», «Хь», «Х», «Х», «Хо», «Ха», «Хи», «Хы», «Хе».

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: А сейчас покажем Хрюше, как мы умеем составлять звуковые схемы слогов.

(На доске выставляются слоги из букв поочередно, ребенок проделывает у доски, остальные за столом).

Воспитатель: «АХ», сколько вы услышали звуков (2), какой первый?

«А» — гласный, поэтому обозначим красной фишкой.

Второй звук «Х» — согласный, твердый, глухой (синяя фишка).

Аналогично «ХИ»

Воспитатель: А теперь сложное задание, выложим схему слова ХАТА и МУХА.

Молодцы! Справились! Мы с вами на следующих занятиях, будет продолжат составлять схемы слов.

Физкультминутка: «Как живешь?»

Как живешь? Вот так!

Как плывешь? Вот так!

Как бежишь? Вот так!

Вдаль глядишь? Вот так!

Ждешь обед? Вот так!

Машешь вслед? Вот так!

А как спишь? Вот так!

А шалишь? Вот так!

Игра «Поймай звук» (хлопнуть в ладоши).

Хлопушка, хлеб, хобот, заяц, петух, мех, духи, колокол, стол, хворост, клоун, халва.

Игра «Добавь звук».

Пету-х, пасту-х, коню-х, сме-х, пу-х, горо-х, отды-х, лопу-х, стра-х, запа-х, мо-х, успе-х, ме-х.

(Дети добавляют звук и произносят полностью)

Воспитатель: Где в словах слышится звук «Х» (в конце)?

Знакомство с буквой «Х».

Воспитатель: Все звуки на письме обозначают буквами.

У звуков «Х» и «Хь», тоже есть буква «Х».

Посмотрите, на что она похожа?

(Слушаем детей)

Из скольких элементов она состоит (из двух прямых линий)?

Покажите, напишите в воздухе пальчиком, а сейчас выложите букву из фасоли.

Молодцы!

Итог

Воспитатель: Чем буква отличается от звука?

(Звуки – произносим, слышим. Буквы – пишем, читаем и видим).

Наше занятие подошло к концу, Хрюша, тебе понравилось?

Хрюша: Да, мне очень понравилось! Спасибо!

Вопросы:

Воспитатель: Чем мы сегодня занимались?

(ответы детей)

Давайте нашему Хрюше подарим подарки со звуком «Х».

Я подарю Хрюше холодильник.

(халат, хлопушку, халву, хлеб, хобот, хомяка, хату художника, хрен, хвост)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год