Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Дидактическая игра как средство формирования лексико-грамматических категорий у детей с ОНР
Дефектология
Автор: Сапарова Елена Николаевна   
27.08.2015 20:12

Дидактическая игра как средство формирования лексико-грамматических категорий у детей с ОНРДидактическая игра как средство формирования лексико-грамматических категорий у детей с ОНР

старшего дошкольного возраста Сапарова Елена николаевна Мбдоу «Детский сад комбинированного вида № 271» г. Нижний новгород

Классики об игре

«И я как педагог должен с ними немножко играть. Если я буду только приучать, требовать, наставлять, я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой. Я должен обязательно немножко играть, и я этого требовал от всех своих коллег» (А. С. Макаренко)

 

Скачать презентацию

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

(В. А. Сухомлинский)

Актуальность проблемы

Изучением лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР занимались такие

авторы как Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева.

Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи

является одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решение

этой задачи предполагает умение грамматически правильно оформить речевое

высказывание. Ребенок с ОНР имеет ограниченные возможности овладения

грамматическими категориями и формами на основе непосредственного

подражания речи окружающих. У них отмечаются стойкие отклонения в усвоении и

применении грамматических законов языка. При грамматических изменениях слов

и их сочетаний в предложениях дети часто допускают ошибки, которые принято

называть аграмматизмами. Чтобы добиться успеха в их усвоении, он нуждается в

специальных условиях обучения. Эффективным средством закрепления

грамматических навыков является дидактическая игра, так как благодаря

диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они

дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Так, формирование грамматического строя речи посредством дидактической игры должно

осуществляться дифференцировано, с учетом личностных, возрастных, речевых

особенностей ребенка, что является актуальной проблемой для теории и практики

логопедии.

Цель: развитие речевых возможностей детей старшего дошкольного возраста с лексико-грамматическими нарушениями через использование дидактических игр.

Задачи:

развивать детскую речевую активность;

учить понимать грамматические категории и формы слов;

уметь пользоваться этими категориями в заученной, отраженной и самостоятельной речи;

уметь изменять форму слова в зависимости от вопроса или ситуации;

добиваться формирования навыков грамматической самокоррекции;

проверять устойчивость усвоенных грамматических навыков на новом лексическом материале, а также с опорой на новые ситуации;

обучать детей точному употреблению слов;

обогащать и развивать словарный запас, как путем накопления новых словоформ, так и благодаря развитию у них умения пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;

Методы работы

наглядные;

словесные;

практические;

игровые (дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры, игры-путешествия, игры-поручения, эпизодические игровые приемы – загадки, упражнения, игровые действия)

Структурные элементы дидактической игры:

дидактическая задача;

игровая задача;

игровые действия;

правила игры

Принципы дидактической игры:

должна опираться на программный материал;

должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс более сохранные анализаторы;

должны быть ясны и понятны детям назначения предметов, картинок, пособий, смысл вопросов;

должны быть внешне привлекательны пособия;

количество пособий должно соответствовать количеству детей

Подбор дидактических игр

На образование существительных с

уменьшительно-ласкательными суффиксами:

«Назови ласково»

«Большой-маленький»

«Назови, не ошибись»

«Давай поможем!»

На согласование существительных и

прилагательных, обозначающих цвет, форму,

размер, вкус:

«Какой, какая, какое?»

«Какого цвета?»

«Какой на вкус?»

«Письмо с ошибками»

На согласование числительных с

существительными:

«Мы считаем»

«Кто больше назовет»

«Расставь картинки»

На образование родительного падежа

существительных единственного и

множественного числа:

«Чего нет?»

«Чего не хватает?

«Кого нет в ряду?»

«Без чего?»

«Машин сад»

«Закрытая корзина»

«Кого без чего не бывает?»

На образование винительного падежа

существительных единственного числа:

«Чудесный мешочек»

«Что достал?»

«Что нарисовал?»

«Что я несу?»

«Из чего что готовят?»

«Повар»

«День рождения у зайца»

На образование предложного падежа

существительных единственного числа:

«Где что растет?»

«Где лежит?»

На образование дательного падежа

существительных единственного числа

«Что кому нужно?»

На образование творительного падежа имени

существительного:

«Кто чем защищается?»

«Кто с кем?»

«Кто чем питается?»

На образование сложных слов:

«Кто что делает?»

На образование притяжательных прилагательных:

«Чей хвост, чья голова?»

«Чьи вещи?»

«Найди свой домик»

«Путаница»

На образование относительных

прилагательных:

«Какой сок?

«Какое варенье?»

«Какой суп?»

«Мастер»

«Из чего сделана посуда?»

Предложные конструкции:

«Где лежат вещи?»

«Где стоит машина?»

«где что растет?»

«Ложка и стакан»

«Котенок»

«Кормушка»

«Незнайка»

На образование приставочных глаголов:

«Назови новое

«Слово-действие»

«Портной»

«Ехали мы ехали»

«Старик Хоттабыч»

Выводы:

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых

требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умение осмыслить

правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют

развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений,

усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным

экономным и рациональным способом решения тех или иных умственных и

практических задач.

В работе с детьми с ОНР дидактической игре отводится большое место в

коррекционной работе. С помощью дидактической игры ребенок приобретает

новые знания, общаясь с воспитателем, со своими сверстниками в процессе

наблюдения за играющими, их высказываниями, накапливает словарь, учится

правильно строить свои речевые высказывания, закрепляется словарь детей

(существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные

понятия, предлоги и т.д.), развивается речь, память, внимание, логическое

мышление, зрительная память, закрепляется культура поведения, навыки общения.

Спасибо за внимание

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год