Конспект урока по развитию речи для 4 специального (коррекционного )класса Тема: Сезонные изменения в природе: ноябрь

Конспект урока по развитию речи для 4 специального (коррекционного )класса Тема: Сезонные изменения в природе: ноябрьКонспект урока по развитию речи для 4 специального (коррекционного )класса Тема: Сезонные изменения в природе: ноябрь

Задачи:
• отработка умения составлять повествовательный рассказ об изменениях в природе по серии картинок;
• коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей;
• воспитание базовых эмоций личности.
Ход уроков
1. Организационный момент,
а) Упражнение по развитию логического мышления:
— догадайся, какую картинку надо поставить в пустой квадрат:                                   б) Лексические упражнения подбор антонимов:
— Сядет тот, кто подберет слово, противоположное по значению тому, которое назову я.
Словарь: жарко; солнце светит ярко; чистое небо; птицы прилетают; цветы зацветают; редко идет дождь; дни стали длиннее, ночи короче...                   И т.п.
2.Актуализацил опорных знаний.


а) Вводная беседа:
— Признаки, какого Времени года вы мне назвали? Какие месяцы относятся к этому времени года?
Какой сейчас месяц?
— Это начало, середина или конец осени?
— Как меняется погода (природа) от начала осени к ее концу?..
Сообщение темы, целей урока: «Сегодня мы с вами постараемся определить, что же меняется в природе, погоде, людях от начала осени к ее середине. Вы мне поможете в этом?».
б) Работа с Календарем природы. Составление схемы,
1) Ученики открывают свои дневники наблюдений и составляют общую сводку за октябрь: всего дней - … :

   

солнечных, ясных, теплых;

   

солнечных, но холодных;

   

дождливых пасмурных, холодных.

                                                                                                                       — Какой день тебе запомнился больше других?                                                             2) Итог октября. Рассказ учителя.
Учитель открывает готовую схему из условных знаков и числа дней, заранее сделанную на доске.
Задание; «Сравните ваши схемы с моей. У меня октябрь получился теплым, так как 17 дней температура была...» И т.д. - по всем показателям.
З) Сравнение схемы сентября и октября.
Учитель выставляет итоговую схему сентября на доску и просит учеников сделать вывод: •Что же меняется н погоде, природе в течение осени?»

3. Физминутика.
Кто всю ночь по крыше бьет
да постукивает,
И бормочет, и поет —
Убаюкивает?
Его просят, его ждут,
А как придет — прятаться начнут.
(дождь)
4. Закрепление.
а) Работа по серии осенних картинок; составление совместного рассказа.
Задание:
Расставьте картинки в нужной последовательности: начало сентября (дети идут в школу); сентябрь (уборка урожая, золотая осень); октябрь (голые поля, стога, птицы улетают, деревья почти оголены... и т.д.).
Учитель задает схему описания картинок и характер связи в тексте:
— Наступил сентябрь. Сентябрь это первый осенний месяц! В сентябре дети идут, Погода в сентябре была солнечной.... Настроение у всех хорошее, веселое.
Октябрь это второй месяц осени...
б) Лексические упражнения по картинкам.
1) Придумать словосочетание, фразу со словом . «Осенний (яя, ее, ие)» к данной картинке. Например: «Осеннее солнышко бывает разным»; «Осенние цветы очень красивы»; «Осеннее небо изменчиво»; «Осенний ветер холодный и дождливый»; «Осенний сентябрьский ветер — теплый» и т.д.
2) Подобрать слова-действия (глаголы) к тем предметам, которые учитель показывает на картинке. Например:
дождь - лает, идет, моросит. сыплет., поливает. собирается, кончается; льет как из ведра...
трава — качается, засыхает, сохнет, увядает, желтеет,                                     деревья — качаются, шумят, облетают...
листья — осыпаются, покрывают землю, желтеют, сохнут, увядают..
3) Составление рассказа по картине «Осень в октябре»:

- прослушивание стихотворений, рассказов об осени;

- составление рассказа учениками по схемам – опорам.

5. Итог