Коррекционное занятие во 2 классе. Тема. Развитие словесно-логического мышления при работе с группами картинок, слов и набором цифр (задания «Назови четвёртое слово», «Выбери главное»).

  • Печать

Коррекционное занятие во 2 классе. Тема. Развитие словесно-логического мышления при работе с группами картинок, слов и набором цифр (задания «Назови четвёртое слово», «Выбери главное»).Коррекционное занятие во 2 классе. Тема. Развитие словесно-логического мышления при работе с группами картинок, слов и набором цифр (задания «Назови четвёртое слово», «Выбери главное»).

Вводная часть.

1. Организационный момент.

   Знакомство с темой и задачами занятия.

2. Психологическая минутка.

– Дышите ровно, расслабьте плечи, наклоните голову вперёд, покачайте головой из стороны в   сторону, подбородком «вычертите» полукруг на груди.

– Создадим друг другу хорошее настроение. Улыбнёмся, пожелаем удачи на уроке.

Основная часть.

Задание 1. «Сходство и различия» (развитие логического мышления (сравнение, умозаключение)).

Учитель предъявляет учащимся по два предмета либо понятия. Каждый ученик должен написать четыре сходства – слева, а справа черты различия названных предметов, понятий.

Слова для предъявления:

Дерево – куст, девочка – кукла, дождь – снег, птица – самолёт, море – река, кот – собака.

Игра «Бывает – не бывает»

Называем какую-нибудь ситуацию и бросаем мяч ребёнку. Он должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет – то мяч ловить не нужно.

  1. Папа ушёл на работу.
  2. Поезд летает по небу.
  3. Кошка хочет есть.
  4. Человек вьёт гнездо.
  5. Почтальон принёс письмо.
  6. Зайчик пошёл в школу.
  7. Яблоко солёное.
  8. Бегемот залез на дерево.
  9. Шапочка резиновая.
  10. Дом пошёл гулять.
  11. Туфли склеенные.
  12. На берёзе выросли шишки.
  13. Волк бродит по лесу.
  14. В кастрюле варится чашка.
  15. Кошка гуляет по крыше.

Задание 2 «Назови четвёртое слово» (развитие логического мышления (аналогии, выделение существенных признаков)

Учащимся называется пара слов, находящихся в определённом отношении, затем называется третье слово, чтобы смысловой ряд был продолжен.

Слова для предъявления:

  1. Птица – яйцо, растение …(семя).
  2. Хорошо –лучше, быстро … (быстрее)
  3. Электричество – выключатель, вода … (кран).
  4. Школа – обучение, больница … (лечение).
  5. Человек – ребёнок, собака … (щенок).
  6. Птица – гнездо, человек … (дом).
  7. Пальто – пуговицы, ботинок … (шнурок).
  8. Утро – ночь, зима … (осень).

Задание 3 «Выбери главное» (развитие мышления (выделение существенных признаков)

     На доске записаны ряды слов: первые слова заглавными буквами, остальные строчными в скобках. Учитель просит учащихся подобрать к слову, написанному заглавными буквами, два слова из скобок, которые находятся в наиболее тесной связи с ним.

Например:

УЧИТЕЛЬ (ученики, парта, объяснение, мел, доска). Учитель может работать без мела, парт доски, но не может работать без учеников и объяснения. Значит, выбираем слова «ученики и объяснение».

Слова для предъявления:

БОЛЬНИЦА ( помещение, операция, врач, радио, больные)

ИГРА (шахматы, игроки, штрафы, наказания, правила)

ЛЮБОВЬ (розы, чувства, человек, город, природа)

ВОЙНА (аэроплан, пушки, сражения, солдаты, ружья)

ПЕНИЕ (звон, голос, искусство, мелодия, аплодисменты)

ЛЕС (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник)

Физкультминутка.

                                                                 Раз – два – три – четыре – пять!

                                                                 Вышли дети погулять.

                                                                Остановились на лугу,

                                                                 Дальше я быстрей бегу.

                                                                 Лютики, ромашки, жёлтенькие кашки

                                                                Собирал наш дружный класс –

                                                                 Вот какой букет у нас!

Задание 4 «Кто есть кто, что есть что?» (развитие мышления (обобщение)

Учитель предлагает учащимся обобщить предложенные пары понятий. При этом детям нужно сравнить понятия между собой и найти существенные сходные признаки, которые позволяют объединить их в одну группу.

Слова для предъявления:

  1. Молоток - дрель (инструменты, орудия труда).
  2. Осень – весна       (время года).
  3. Торф – калийная соль (полезные ископаемые).
  4. Кот - муха (живые существа).
  5. Трава - водоросль (растения).
  6. Тарелка - чайник (посуда).
  7. Шалаш - дача (здания, жилища).
  8. Нога – рука (конечности).
  9. Н. Носов – В. Драгунский (русские писатели).
  10. Конфета – шоколадка (сладости, десерт).
  11. Нос – рот (органы чувств).
  12. Сложение – вычитание (математические действия).
  13. Точка – запятая (знаки препинания).
  14. Дождь – снег (осадки).
  15. Сумма – разность (результаты математических действий).

Зрительная гимнастика.

Нарисуйте в воздухе цветок, затем звёздочку.

Напишите глазами в воздухе сегодняшнее число.

Задание 5 «Придумай своё слово» (развитие гибкости ума)

Предлагаем уч-ся назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие:

  1. Назовите слова, обозначающие деревья (дуб, берёза и т. д.)
  2. Назовите слова, относящиеся к спорту.
  3. Назовите слова, обозначающие домашних животных.
  4. Назовите слова, обозначающие наземный транспорт.
  5. Назовите слова, обозначающие воздушный транспорт.
  6. Назовите слова, обозначающие водный транспорт.
  7. Назовите слова, обозначающие овощи.
  8. Назовите слова, обозначающие фрукты.
  9. Назовите слова, относящиеся к искусству.
  10. Назовите слова, относящиеся к обучению.

Задачи на развитие

  1. Отец проходит до колодца семь шагов, а сын – девять. У кого шаг шире?
  2. Мой брат родился на три года раньше меня. Кто старше: я или мой брат?
  3. Летела стая гусей: один гусь впереди, а два позади, один позади, а два впереди, один гусь между двумя и три в ряд. Сколько всего гусей? (3 гуся)

Рефлексия занятия.

1. Что мы развивали на занятии?

2. Что вам особенно понравилось?

3. Что не понравилось?

4. В чём испытывали затруднения, почему?

5. Дайте словесную оценку своей деятельности

Учитель дефектолог МБОУ «Златорунвоская СОШ»

Красноярский край

Ужурский район

Белогуб Светлана Александровна